Статьи \ Тема: Полиграфическое оборудование \ ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ ОСТАЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ

ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ ОСТАЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ


 

В сегодняшней украинской полиграфии за высокой печатью закрепился своеобразный имидж – она стабильно ассоциируется со слабо оборудованными районными типографиями и другими печатными древностями и неактуальностями. И тем не менее этот вид полиграфии во всем мире отнюдь не канул в лету. Хоть высокой печати и пришлось потесниться, с ней продолжают активно работать.

Высокая печать в полиграфии – способ, использующий формы, на которых печатающие элементы расположены выше пробельных. Исторически этот способ, по-видимому, первым получил распространение в качестве технологии тиражирования изображений. Именно его, например, использовал Иоганн Гуттенберг, тот же принцип лежит в основе конторской печати.

В полиграфической промышленности к технологиям высокой печати относятся типографская печать (в частности, на базе линотипного и монотипного видов набора) и флексография. В изобразительном искусстве данная концепция реализована в линогравюре, гравюре на дереве и т. п.

Поскольку, как уже отмечалось, печатные элементы расположены выше пробельных, краска наносится на поверхность выступающих печатных элементов. При соприкосновении с бумагой, для полного перехода краски, необходимо давление. До изобретения печатных машин для этой цели использовали пресс Для воспроизведения текста и штриховых изображений, состоящих из отдельных штрихов и линий, изготовить печатную форму даже на доске несложно, так как все печатные элементы находятся на одном уровне. На них легко нанести краску тампоном или валиком, положить бумагу и прижать ее для перехода краски. Простота печатного процесса, легкость изготовления печатной формы надолго сделали высокий способ печати доминирующим. Четкие начертания букв, ровные штрихи и контуры оттисков высокой печати до сих пор трудно достижимы другими способами печати.

Однако в высокой печати используются тяжелые металлические формы, содержащие вредный для здоровья и экологически опасный свинец, и это привело к резкому уменьшению доли высокой печати, особенно после появления офсетных форм на алюминиевой основе. Набирала силу новая разновидность высокой печати – флексография. Печать маловязкими красками и использование эластичных печатных форм в сочетании с простым красочным аппаратом обеспечили большую универсальность и экономичность этого способа и существенно расширили диапазон запечатываемых материалов. Особенно ярко это проявилось в США. Высокая же печать продолжала сохранять присущие ей недостатки, такие как трудоемкость процесса, относительно низкая тиражестойкость форм и не идеальное качество, высокие требования к квалификации сотрудников. Все это привело к тому, что высокая печать стала сдавать позиции на книжно-журнальном рынке. Ее вытесняли офсет и флексография.

   Несколько иной была ситуация на рынке этикеток, где высокая печать продолжала сохранять уверенные позиции. В начале 50-х в Европе появились первые самоклеящиеся материалы, и машины высокой печати оказались вполне подходящими для печати этикеток, роль которых возрастала. Тогда еще несложные работы печатались на полуротационных печатных машинах. Появившиеся в 70-х годах гибкие фотополимерные формы дали возможность перейти к ротационным машинам, что резко увеличило их производительность. Параллельно с этим начали использоваться первые УФ-краски. В результате увеличилась скорость печати, улучшилось качество оттисков, уменьшились габариты красочных аппаратов. Это дало возможность сконструировать первые планетарные машины высокой печати.

В последние десятилетия этот способ, конечно, все же утратил доминирующее положение в выпуске большинства видов издательской продукции, но и в 2000-е годы, по некоторым оценкам, занимает около 40% газетного рынка Европы. На сегодняшний день все чаще способ высокой печати находит применение и в производстве этикетки, отвоевывая место под солнцем у флексографии. По своим возможностям высокая печать теперь оказалась посередине между УФ-флексографией и офсетной печатью.

 

Значительный удельный вес высокой печати обусловлен ее универсальными репродукционными возможностями при воспроизведении оригиналов самого различного характера: текстовых, иллюстрационных, смешанных, одно- и многокрасочных. Еще одно преимущество высокой печати – надежность оборудования – иллюстрирует интересный факт: в России, в одной из типографий города Тверь есть раритет – плоскопечатная машина Ausborg 1907 года выпуска, на которой до сих пор печатают афиши!

У оттисков высокой печати большая четкость, резкость, насыщенность тона и цвета. Положительная особенность этого способа – стабильность качества изображения во всем тираже, обусловленная отсутствием таких нестабильных процессов, как увлажнение печатных форм (в плоской офсетной печати) или удаление краски с пробельных элементов форм (при глубокой печати). Поверхность печатных форм высокой печати химически нейтральна и может воспринимать любой раствор. Следовательно, эти формы могут быть использованы для печати с применением красок как на жировой основе, так и на базе водных и спиртовых растворителей. Важным стимулом для развития и поддержания конкурентоспособности высокой печати явилось внедрение гибких полноформатных форм с малой (0,4-0,7 мм) глубиной пробельных элементов. Существенные изменения в технологию высокой печати внесли фотополимерные печатные формы в сочетании с повышением жесткости конструкций печатных машин и применением синтетических декелей из армированных материалов на пористой волокнистой основе. Они позволили значительно повысить эффективность работы за счет уменьшения затрат времени на подготовку к печатанию.

В прямой высокой печати фотоформой служит полученный на фотопленке прямой негатив, подвергающийся воздействию УФ-излучения при контакте с формным материалом на основе фотополимеризуемого слоя. Фотополимеризуемый слой на облученных участках затвердевает, а неэкспонированные участки затем вымываются. В итоге формируется выраженный рельеф. Углом наклона профиля растровой точки или штриха можно управлять по средством правильно подобранной дополнительной засветки от диффузного источника излучения.

В случае непрямой высокой печати сначала печатная краска переносится с печатной формы на промежуточное полотно, а затем только на запечатываемый материал. Технология очень быстро вошла в печать бесконечных формуляров и стала известной под названием "сухого офсета", который часто путают с офсетом без увлажнения. Наряду с этим она также носит английское название "Letterset" ("высокая офсетная печать").

Суть различий между прямой и непрямой высокой печатью заключается в свойствах фотоформ. Так как наличие промежуточного звена приводит к изменению зеркальности изображения, фотоформы для прямой высокой печати должны иметь прямое изображение. Термин "прямое изображение" означает, что изображение всегда повернуто эмульсионной стороной к наблюдателю.


Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В сообщении запрещено указывать ссылки на другие сайты!