Статьи \ Тема: Управление предприятием \ ВОПРОСЫ РОСТА ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ВОПРОСЫ РОСТА ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА


 

      Ф. К. Филимянов

Жизненно важное условие развития и совершенствования предприятия требует его качественного и количественного роста (нововведения, производство, структурные подразделения, персонал).

 Когда у руководителя созрела мысль и появились финансовые возможности для роста предприятия возникает проблема рационального способа претворения идеи в жизнь. И здесь не лишним будет творческое использование любого опыта для разработки успешной технологии.

 Ранее мы уже частично касались отдельных вопросов роста предприятия (см. статьи в "Полиграфическом курьере": "Управление: общие вопросы организации, реорганизации и рационализации предприятия", N 6-7, 2004;  "О внутрихозяйственном расчете и бригадной организации труда на предприятии", N 1 (13), 2005; "Об организации труда и производства за рубежом", N 3 (15), 2005).

 В данной статье кратко рассмотрены некоторые предпосылки, принципы, условия, а также проблемы роста предприятия. При подготовке некоторых разделов статьи использована информация из публикаций в  журнале "Управление компанией", N 12, 2004.

 Предприниматели, собственники, наемные работники

 Как отмечает Н. Стожаров, по одной, хотя и условной, и достаточно спорной, социологической классификации люди распределены по группам на  основе их отношения к работе и результату. Из них три группы - это предприниматели, собственники и наемные работники.

 Предприниматели изобретают, выдумывают, творят, начинают, продвигают, т. е. предпринимают что-то новое в то время, когда другие об этом,  возможно, только начинают задумываться. Только они, предприниматели по духу, являются двигателями прогресса в любой отрасли деятельности, и, что очень важно, только они могут создавать прибыль.

 Предприниматели быстро загораются новой идеей и также быстро теряют  деловой интерес к ней, если сочтут, что задача решена.

 Собственники умны, осторожны и консервативны. "Они склонны и способны к накоплению, удерживанию, увеличению собственности в разных ее формах. Хозяин – всегда собственник".

 Большинство людей, относящихся к группе наемных работников, не обладают инициативностью и определенной степенью самостоятельности и нуждаются во внешней структуре и в чужой направляющей силе. Они занимают свои места в структуре предприятия и пользуются защитой, которую эта структура обеспечивает. Наемный работник и предприниматель трудно совместимы.

 Конечно, в чистом виде такое распределение, скорее всего, не встречается. Те или иные черты могут быть присущи людям разных групп. Но согласимся, что в качестве важного обобщающего фактора оно должно учитываться руководителем предприятия.

 "Люди, гармонично сочетающие в себе черты собственника и предпринимателя встречаются редко". Деловые союзы собственников и предпринимате­лей часто бывают успешными: предприниматель доводит идею до практической реализации и передает собственнику уже не интересную для него задачу - закрепиться на достигнутых рубежах и по-хозяйски распорядиться результатом дружественного союза, что последний делает с удовольствием.

 "Предпринимателю, у которого вместо сердца (часто - и вместо головы) пламенный мотор, важно не забывать о пользе тормозов. Если нет своих - обязательно надо занять. Собственнику нужно помнить, что судно без парусов дрейфует по воле волн или стоит на якоре".

 

 В любой из перечисленных ситуаций руководителю полезно: либо вспомнить о незавидных последствиях некоторых его решений, принятых в аналогичных условиях, либо изучить известный негативный опыт многих предшественников.

    * * *

 В заключение приведем высказывание Д. Ригби, партнера в международной консалтинговой фирме Bain & Co. "Идеи не рождаются в одной голове. Ни у кого нет монополии на верные выводы или эффективные бизнес принципы". И далее: "Я думаю, хороший менеджер сродни хорошему механику, у которого имеется большой ящик с инструментами. Механик знает, для чего предназначены те или иные инструменты, и знает, насколько они могут быть опасными, если вы попытаетесь разрубить ими не тот гордиев  узел". Поэтому чтобы больше знать, надо больше читать, а значит и больше учиться.

 


Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В сообщении запрещено указывать ссылки на другие сайты!