Статьи \ Тема: Управление предприятием \ НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ -

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ -


 

За последние годы возросла важность организационных проблем управления для выживаемости предприятий частной формы собственности. Это связано с большими изменениями в объективных процессах развития предприятий и экономики в целом. Ужесточается конкуренция, которая во многих отраслях зависит от ускоренного коммерческого освоения достижений научно-технического прогресса, от быстроты захвата вновь образующихся рынков сбыта, от умения объединить усилия подразделений предприятия, занимающихся разработками, производством и сбытом. Это требует усиления гибкости и приспособляемости систем управления. Предприятие должно быть способно привести свою внутреннюю структуру в соответствие с внешними требованиями, при необходимости своевременно перестроить ее.

         Продолжающийся с 2008 г экономический кризис вызвал неуправляемый рост инфляции, хроническую недогрузку мощностей и постоянную явную и скрытую безработицу. В этих условиях со всей остротой стала проблема снижения затрат на производство, в т. ч. административно-управленческих расходов, повышения экономичности аппарата управления на основе его организационных перестроек.

В данной статье рассматриваются некоторые прикладные вопросы теории предприятия, положения, из которых можно сделать выводы и рекомендации по рациональному выбору организационной структуры и механизмов управления предприятием в различных условиях.

Статья может быть полезной руководителям и спе­циалистам предприятий, предпринимателям при решении вопросов проектирования и внедрения организационной структуры управления предприятием.

____

 

На выбор организационных форм и механизмов управления могут влиять те или иные положения. Среди таких положений, например, необходимость рассмотрения прибыли как объективного мотива существования и первичной цели предприятия, признание наличия в нем конфликтов и противоречия интересов и ряд других.                

         Существуют разные подходы к тому, как объединить в общем рассмотрении формальную сторону организации управления и ее социально-психологические характеристики на основе представлений о предприятии как о системе. Синтез же формально-административной и социально-психологической сторон предприятия проявляется в следующем: он охватывает, с одной стороны, группировку задач отдельных работников, работ, подразделений  и определение организационной иерархии с учетом распределения полномочий и ответственности по ее уровням, с другой – создание благоприятного организационного климата, проектирование систем коммуникаций для эффективного принятия решений, контроля и координации, построение предприятия как развивающегося и адаптивного социального организма.

Оправданным является целевой подход к формированию предприятия. Не бывает предприятий, где явно или неявно не присутствовали бы цели деятельности.  Для предприятия частной формы собственности – основная цель – это прибыль. Четкое определение целей и стратегии – первый шаг в рациональной организации производства, который определяет последующий выбор организационных структур и  механизмов. Разные системы организационного управления отличаются тем, насколько четко формулируются, осознаются и увязываются с практической деятельностью цели предприятия. Недостаточное внимание к этим вопросам в современных условиях может отрицательно влиять на эффективность управления.  

Положения "классического" подхода основаны на представлении о предприятии как об иерархической системе линейно-функционального типа:

- четко регламентированной сверху донизу;

- основанной на ясном определении функций и задач, специализации каждой должности;

- построенной в соответствии с принципами единства начальствования и единства распорядительства;

- стремящейся иметь как можно более экономичный аппарат управления, способный справиться как с выполнением отдельных работ, так и с их координацией.

По современным представлениям некоторые положения "классической" школы несколько упрощают действительность, сужают диапазон возмо-жных подходов и конкретных решений по построению предприятий.

В настоящее время существуют теоретические концепции и выводы об индивидуальной мотивации и групповом поведении, о лидерстве и межгрупповых отношениях, о подходах к организации подразделений, о распределении полномочий, описании ролей и оценке эффективности, базирующихся на представлении о предприятии как системе взаимоувязанного поведения многих людей, совместные усилия которых направлены на достижение целей предприятия. Однако здесь выявляется, в частности, противоречивость трактовки социальных процессов в производственных предприятиях.   

Наибольший интерес представляют теории производственного предприятия и методов его формирования, основанные на применении идей системного подхода. Разработка методологии системного подхода и системного анализа обладает относительной самостоятельностью и независимостью от области и от социально-экономических условий ее конкретного приложения. В теории и практике приложение системных идей в управлении развивается по ряду направлений. Наиболее успешное из них – выработка инструментария для комплексного решения прикладных проблем в области совершенствования методов, организационных форм и техники управления, в частности, применительно к производственному предприятию.

Одна из основных идей состоит в том, что наиболее продуктивно системный анализ и проектирование предприятия могут быть осуществлены с позиций концепции принятия решений. Заметим, что принятие решений отличается от деятельности как таковой тем, что в процессе принятия решений формируется политика, обеспечивающая будущее предприятия.

 Эта концепция в основу изучения организационных процессов ставит не "работу" как элемент технологического процесса производства или управления и не "роль" как первичный элемент, который определяет место человека в социальной системе, а "решение" – акт целенаправленного выбора пути устранения некоторой проблемы.

Решение выступает одним из этапов процесса, охватывающего весь комплекс действий по выявлению, анализу и устранению конкретной проблемы. Соответственно и предприятие рассматривается как совокупность "центров решений", осуществляющих информационные циклы по выявлению и устранению проблем определенных типов. Оно трактуется как познающая и обучающаяся система, которая действует в условиях неопределенности на основе принципа "ограниченной рациональности" – нехватки различных возможностей для полного устранения проблемы. Эту концептуальную основу рассмотрения предприятий, отличающуюся от исходных предпосылок и "классической", и поведенческой школ, признают очень продуктивной как для исследования, так и для проектирования организационных систем.  

         В то же время, анализируя информационные аспекты процесса организации, нельзя ставить знак равенства между переработкой информации и процессом управления. Здесь надо учитывать социальную и психологическую стороны принятия решений.

Одновременно, с позиций концепции принятия решений необходимо трактовать и такие традиционные понятия, как делегирование полномочий, регламентация процессов управления, матричные и проектные структуры управления и др.

Поскольку решения требуют информации, которую необходимо передавать, то при этом подходе изучается не только процесс принятия решений, но и потребность в информации, и каналы коммуникации. Как известно, без передачи информации не может быть ни сотрудничества, ни координации. Интерес представляет подход к формированию подразделений предприятия, основанный на построении наилучших коммуникационных каналов для принятия решений. Это относительно узкий подход, но он позволяет понять значение информации и коммуникационных каналов для эффективной деятельности предприятия.

Заметим, что полное представление о характере и объемах документов, документопотоков, недокументированных потоков информации и технологии их обработки можно получить из построенных информационных моделей предприятия. Такие модели отражают взаимосвязь источников данных и их видов, потребителей и технологических процессов обработки.

Другим направлением в теории управления, особенно продуктивным в анализе и проектировании предприятий, является так называемая "ситуационная теория". Ее появление обусловлено стремлением приблизить системное рассмотрение предприятий к их реальной специфике, преодолеть недостаточную конструктивность иногда абстрактных "общесистемных" описаний организационных структур и функций для решения практических проблем.  Суть этого направления Ф. Каст и Дж. Розенцвейг  характеризуют так: "Ситуационный подход стремится понять взаимосвязи внутри и между подсистемами, так же как и между организацией и ее средой, и определить типы отношений или конфигураций переменных. Он делает упор на многовариантную природу организаций и пытается понять, как функционирует организация в меняющихся условиях и при специфических обстоятельствах. Ситуационный подход направлен на то, чтобы предложить проекты организаций и систем управления, наиболее соответствующих специфическим ситуациям" (цит по [4, с. 24]).   

Надо отметить, что ситуационный подход, выдвигая в качестве основной предпосылки идею о многообразии рациональных форм организации производства и управления, стремится не только ввести градацию, в частности, организационных структур, механизмов координации в зависимости от типов ситуаций, но и дать систему взаимосвязанных характеристик "ситуации" (окружающая среда, организационная задача, технология организационных процессов, фактор нововведений и т. п.). 

В свое время результаты некоторых исследований навели на мысль о существовании устойчивых зависимостей между названными характеристиками ситуаций и рациональными организационными решениями.

Анализируя концепции развития предприятия нельзя не учитывать тот факт, что рост частнопредпринимательской прибыли в конечном счете – главный объективный фактор, определяющий направления и экономические пределы совершенствования техники, технологии и организации производства на предприятии. Но вместе с тем, например, постановка вопроса о комплексном, взаимоувязанном воздействии на социальную и психологическую обстановку на предприятии для обеспечения условий эффективного внедрения управленческих и других нововведений, поиск конкретных подходов к такого рода воздействиям могут представить значительный практический интерес.

В настоящее время речь не идет о сколько-нибудь едином подходе к объяснению и рационализации организационных структур и процессов. Необходим поиск (по разным направлениям) концепций, которые могли бы внести свой вклад в решение сложных проблем организационной практики - решение, возможное лишь на основе самостоятельного творческого подхода к таким проблемам.


Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В сообщении запрещено указывать ссылки на другие сайты!