Статьи \ Тема: Управление предприятием \ «БОЛЕЗНЬ РОСТА» ПОЛНОЦВЕТНОЙ ПЕЧАТИ -

«БОЛЕЗНЬ РОСТА» ПОЛНОЦВЕТНОЙ ПЕЧАТИ -


 

 

Олег Коцарев

Обобщенная картина рынка – скажем, рынка полиграфических услуг – всегда несколько абстрактна. Ведь даже общепризнанные закономерности и тенденции воплощаются в каждом конкретном случае по-своему, в конце концов даже одинаковое оборудование может по-разному работать у разных фирм и в разных регионах. И все же как производители, так и потребители часто стремятся увидеть некую общую картину. «Глобальные» тенденции и настроения помогают обдумать собственные действия, несколько абстрагироваться и увидеть ситуацию со стороны. Помочь в этом – прямая обязанность нашего журнала. «Полиграфический курьер» провел небольшой опрос полиграфистов из разных регионов Украины, чтобы попробовать воссоздать общую ситуацию на таком важнейшем рынке, как полноцветная печать.

Что же показала эта серия интервью? Начнем с того, что рынок заказов растет или, как минимум, существенно не сокращается. В этом более-менее уверены представители всех опрошенных предприятий. Хотя, конечно, везде свои нюансы.

 

Константин Брик, «Тираж 51» (Краматорск, Донецкая область):

У нас специфический заказчик – мы печатаем главным образом церковную литературу, поэтому заказы у нас абсолютно стабильны, можно даже работать по плану.

 

Алла Истомина, «Адеф-Украина» (Киев):

Рынок заказов стабильно рос до декабря, а вот уже с января началась практически деградация. «Внешние факторы» сходятся как на зло, будто хотят похоронить украинскую экономику – это и рост курса евро на фоне падения доллара, и общий рост цен, особенно на сырье для полиграфии…

 

Сергей Федоченко, «Полиграфист» (Хмельницкий):

Заказы растут из года в год, ведь бурно развиваются все отрасли экономики, так что все больше производителей вкладывают деньги в качественную рекламу, в хорошую упаковку. Думаю даже, что в будущем году рост спроса, возможно, еще ускорится.

 

Ян Буртянский, «Вокруг Цвета» (Харьков):

Общие объемы заказов растут, но при этом, что интересно, падают тиражи. Ведь, например, журналы теснят друг друга, становится все больше наименований, а значит отдельные заказы уменьшаются.

 

В целом, абсолютное большинство опрошенных поддержало третье мнение. На этом «жизнеутверждающая» часть нашего обозрения пока что заканчивается, а вот дальше начинаются проблемы. У большей половины предприятий снижается рентабельность. За счет чего? В первую очередь жалуются на инфляцию и общий рост цен, на скачки курсов валют. А также на… клиентов.

 

Алексей Дорофеев, «Абрикос» (Харьков):

Цены на все вокруг растут, в том числе, конечно, и на бумагу, и на другое сырье. Но при этом потребители почему-то часто не хотят понимать, что мы тоже вынуждены увеличивать цену. Поэтому очень непросто сразу компенсировать все то, что «съела» инфляция, и из-за этого падает рентабельность.

 

Ондор Ярош, «ДКД» (Ивано-Франковск):

Инфляция особенно ударила по производству этикетки и упаковки, цены на сырье увеличились практически вполовину. А вот клиентам бывает трудновато объяснить, что, соответственно, и мы вынуждены поднимать цены на свои услуги. Я считаю, проблема – в нашем украинском менталитете. Многие уверены, что только им можно увеличивать цены.

 

Валерий Махорин, «Седна-принт» (Одесса):

Мне приходится работать по ценам  шестилетней давности. А за последние шесть лет сильно выросли цены на сырье, аренду, энергоресурсы и зарплаты. Цены растут на всё, кроме стоимости полиграфических услуг. Поднять цены не даёт конкуренция и демпинг. Доступность кредитов породило перепроизводство в отрасли.

Что ж, как говорится в известной рекламе, «навіщо платити більше?». Естественно, повышение цен ни одному клиенту не покажется приятным. Но почему тогда в одних отраслях оно происходит автоматически, а в других вызывает дискуссию? Возможно, причина в отношении некоторых производителей к полиграфии как ко «второсортной» статье расходов, когда речь идет о рекламе, упаковке и т.п. Такой клиент может ее просто «не учесть» в своих инфляционных перерасчетах. Еще один психологический момент. Подорожание проезда в частных автобусах и маршрутках никогда не воспринимается общественностью так болезненно, как в коммунальном транспорте – трамваях, троллейбусах и метро. Причем, в последнем случае активно возмущаются люди далеко не бедные, да и политики используют для своего пиара обычно именно подорожания жетонов метро на 25 копеек, а не проезда в маршрутках едва ли не вдвое. Повышение маленькой цены заметнее, чем подорожание и без того недешевой услуги или продукта. А полиграфические услуги как раз принадлежат к сравнительно недорогим.

И, конечно же, Его Величество Демпинг. Еще несколько лет назад «Полиграфический курьер» проводил похожий опрос на харьковском рынке офсетной печати – демпинг оказался одной из главнейших его проблем. И сегодня он продолжает «мучить» полиграфистов.

 

Ондор Ярош, «ДКД»:

Сегодня в каждом подвале найдется фирма, предлагающая полноцветную печать и работающая на польском металлоломе. За полиграфию берутся все, кому не лень. И, конечно, необоснованно занижают цены.

 

Алла Истомина, «Адеф-Украина»:

Мне хотелось бы посмотреть в глаза тем людям, которые 15% выручки берут за работу, а 75% пускают на оплату расходных материалов. Они демпингуют, усложняют жизнь тем, кто работает всерьез, но у них нет перспективы. Ведь они не могут вложиться ни в качество, ни в цивилизованное обслуживание. Если вспомнить Польшу, то там до 40% полиграфических предприятий при вступлении в ЕС обанкротились. Думаю, наш рынок тоже ждет очищение.

 

ИгорьБурко, «Press Coroporation» (Винница):

Сегодня в условиях усиленной конкуренции демпинг действительно представляет собой проблему. Однако, те, кто им занимаются, обречены, так как неспособны развиваться. А между тем рынок, несмотря ни на что, развивается, многие предприятия приобретают хорошее, мощное новое оборудование – с ним нынешний демпинг легко будет «переждать», а то и «задавить».

 

Валерий Махорин, «Седна-принт»:

Чтобы вернуть кредиты, многие полиграфисты рвут друг у друга не только клиентов, но и сотрудников.

 

Ян Буртянский, «Вокруг Цвета»:

Демпинг в украинской полноцветной полиграфии ощутимый, особенно в Харькове. Многие работают так, что прибыли хватает только на «Lanos» в кредит для директора. А развитие? А качество? А настоящая прибыль?

 

Еще один признак своеобразной перегруженности рынка привел Валерий Махорин из одесской «Седна-принт». Это дефицит хороших специалистов. Их, по словам господина Махорина, полиграфические предприятия сейчас активно переманивают друг у друга.

Впрочем, от демпинга, как и от инфляции, страдают не все. Да и рентабельность на некоторых предприятиях успешно растет.

 

Николай Черный, «Имэкс-Весна» (Днепропетровск):

Конечно, определенные демпинговые тенденции мы наблюдаем, особенно летом. Но я бы не сказал, что это имеет какое-либо значительное влияние на наше предприятие. Инфляцию мы тоже почувствовали, но сразу же соответственно подняли цены, и ситуация выровнялась.

 

Василий Ледней, «Закарпатье» (Ужгород):

Львиная доля наших заказов – газетный офсет. На небольшом рынке Закарпатской области у нас в этой сфере просто нет конкурентов. Поэтому и демпинга мы не ощущаем: если клиент считает наши цены слишком высокими, он может попробовать сделать заказ во Львове. Но выиграет ли он с учетом качества и доставки, большой вопрос.

 

Ондор Ярош, «ДКД»:

Рентабельность у нас растет, потому что бурно развивается наш город, Ивано-Франковск. Увеличивается потребление, увеличивается производство, а значит, и спрос на полиграфическую продукцию, кроме того, многие клиенты уже нуждаются в эксклюзивных услугах, в по-настоящему высоком качестве.

 

Итак, в целом имеем неоднородную, но и не очень радужную картину по рентабельности. Звучат даже громкие фразы вроде: «Полиграфия сегодня – это работа на выживание, а не ради прибыли». И тем не менее, большинство фирм либо планируют расширять производство и приобретать оборудование, либо недавно это уже сделали. Что интересно, многие (хотя и не большинство) приобретают уже новое, а не б/у оборудование. И если мы действительно наблюдаем «начало конца» б/у, то это заявка едва ли не на революцию в украинской полиграфии. Как говорят опрошенные нами полиграфисты, клиента все больше интересует качество, нужны большие мощности и возможности автоматизации. Стоит отметить и то, что многие полиграфисты жалуются на условия поставок и сервиса б/у оборудования.

 

Дмитрий Штанько, «Ортэн» (Николаев):

Наши потребители все больше стремятся получать как можно более качественные услуги. Именно поэтому все более актуальным становится новое оборудование, а если и бывшее в употреблении, то только такое, которое может хорошо работать.

 

Валерий Махорин, «Седна-принт»:

Плохое оборудование уже никому не нужно.

 

Сергей Федоченко, «Полиграфист»:

Клиенты все больше обращают внимание на качество услуг. Но и не только на него. Сегодня много значат такие вещи, как условия поставки, сервис, кредитование и т.д.

 

Игорь Бурко, «PressCoroporation»:

Техника уже меняется, и этот процесс только усилится. На рынок выбросили и продолжают выбрасывать б/у оборудование.

 

Еще одна важная перспектива – «предчувствие перемен». Многие считают этот год или несколько ближайших лет рубежом, а грядущие перемены называют болезненными, но полезными. Хотя часть специалистов особых изменений не ожидают.

 

Ян Буртянский, «Вокруг Цвета»:

Думаю, что в ближайшее время нужно ожидать довольно существенного сокращения полиграфических предприятий, обанкротятся те, кто практиковал тупой демпинг. Собственно, в Киеве они уже начали закрываться. Когда мы пройдем этот кризисный этап, должна наступить стабилизация, улучшение, и, может быть, тогда средняя рентабельность полноцветной печати поднимется с 13-17%, как я ее сегодня оцениваю, до 20%.

 

Алла Истомина, «Адеф-Украина»:

Нас ожидают большие перемены. Взять хотя бы вступление Украины во Всемирную торговую организацию – это вполне может привести к тому, что на наш рынок войдут предприятия более развитых соседних стран, той же Польши, Чехии, Германии. Думаю, многие украинские фирмы будут обречены на банкротство, особенно те, которые сегодня бездумно демпингуют.

 

Николай Черный, «Имэкс-Весна»:

В следующем году мы ожидаем роста рынка где-то на 15%. А с учетом роста значения качества и эксклюзивности исполнения заказов, наша фирма собирается планирует переместиться в vip-сектор.

 

Сергей Федоченко, «Полиграфист»:

Впереди – структуризация рынка и укрупнение игроков. И вообще, полноцветная печать будет динамично развиваться.

 

Валерий Махорин, «Седна-принт»:

 Мне кажется, что традиционный летний спад заказов, заставит уйти с рынка многих коллег. Особого расширения производства не ожидаем, но есть надежда на то, что «очищение» рынка позволит поднять цены на услуги. 

Дмитрий Штанько, «Ортэн»:

Перспектива во многом зависит от инфляции. Если цены на сырье и дальше будут так «скакать», то могут быть серьезные проблемы. Все же, думаю, рынок вырастет. Это подтверждает, например, то, насколько активно сегодня раскупается самое разнообразное, но, главное, качественное оборудование.

 

Алексей Дорофеев, «Абрикос»:

В ближайшее время выборы вроде бы не планируются, так что на особый рывок рассчитывать не стоит. Есть определенные опасения, что в свете общего подорожания некоторые клиенты могут начать экономить на рекламе и другой полиграфии, но в целом, думаю, падения нас не ожидают.

 

Насчет выборов господину Дорофееву, конечно, можно возразить, что в нашей стране выборы частенько проводятся отнюдь не тогда, когда планировались. Эпопея 2004 года, прошлогодние перевыборы Верховной Рады, майские выборы киевского мэра – все эти безусловно весьма выгодные для украинских полиграфистов процедуры никак не могли быть просчитаны наперед даже лучшими аналитиками в сфере печатного дела. Так что политическая нестабильность тут играет на пользу рынку. Вот если б еще за инфляцией кто-то следил, да с курсами валют «помягче»…

Так или иначе, общее настроение можно обобщить известной цитатой, которой ответил а вопрос о перспективах Константин Брик из краматорского «Тиража 51»: «Ребята, будем жить!». Более того, несмотря на заверения о том, что многим придется уйти с рынка полноцветной печати, находятся предприятия, собирающиеся как раз наоборот выйти на него. Это, к примеру, Христиновская районная типография Черкасской области. Здесь планируют в скором времени начать работу на офсетном оборудовании и «захватить» клиентов даже из соседних районов.

Опрос показал, что полиграфисты не спешат иметь дело с цифровым офсетом. На нем работает небольшое число опрошенных и очень немногие планируют начать работать в обозримом будущем. Те же, кто планируют, часто жалуются на нехватку качественной и разносторонней информации на эту тему.

Зато, кажется, ни у кого уже не вызывает сомнения то, что разные виды полноцветной печати не «мешают друг другу», что и новым способам есть применение, и «старинный» офсет никуда не денется.

 

Константин Брик, «Тираж 51»:

Я бы не говорил, например, о серьезной конкуренции «цифры» с офсетом. Оба вида работают в своем русле, в своем сегменте. Тем более нет смысла списывать со счетов офсет, потому что при тиражах, начиная от 500-1000 экземпляров, это все равно наиболее выгодный, наиболее рентабельный способ печати.

 

А в завершение – о совсем стратегической теме существования в будущем полиграфии как таковой.

 

Василий Ледней, «Закарпатье»:

Я верю, что, несмотря на бурное развитие электронных технологий, Интернета и телевидения, у печати хорошее будущее. Ведь даже в западных странах газеты, книги, рекламу и все остальное продолжают печатать, абсолютно не сворачивая производство, а даже наоборот. В печатной продукции есть свой шарм, ее просто приятно держать в руках.

 

На этой оптимистической ноте предлагаем уважаемым читателям самим задуматься о перспективах полноцветной печати. А этот опрос пусть послужит материалом для размышлений.

 


Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В сообщении запрещено указывать ссылки на другие сайты!