Статьи \ Тема: Технологии \ ШЕЛКОГРАФИЯ - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ И САМЫЙ ДРЕВНИЙ СПОСОБ ПЕЧАТИ

ШЕЛКОГРАФИЯ - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ И САМЫЙ ДРЕВНИЙ СПОСОБ ПЕЧАТИ


 

Одним из самых универсальных и самых древних методов печати считают шелкотрафаретную печать, или шелкографию. Рассказом о ней мы продолжаем тему печати на сувенирной продукции.

Большой энциклопедический словарь дает такое определение шелкотрафаретной печати: «воспроизведение текста и графических изображений путем продавливания краски через отверстия печатной формы (полимерная, шелковая или медная сетка, покрытая на пробельных участках защитным слоем)». При подготовке сетки (трафарета) ее печатающие участки остаются открытыми, то есть пропускают краску, а участки, соответствующие пробелам на изображении, покрываются непроницаемым для краски составом. Толщина слоя краски зависит от толщины ячеек сетки и может меняться от нормальных 10-12 микрон до 500 и более при нескольких прокатках.

Это универсальная технология для нанесения изображений на изделия из бумаги, пластика, пленки, кожи, стекла, керамики, ткани и даже металла и камня. Возможна работа как по плоским поверхностям, так и на искривленных формах материала. Поэтому, естественно, шелкографию очень активно применяют для печати на сувенирной и рекламно-имиджевой продукции: футболках, бейсболках, зонтах, шарах, компьютерных ковриках для мышей, флагах, зажигалках, кружках, пепельницах и т. д.

Из истории шелкографии

Термин "шелкография" (serigrafia) этимологически состоит из двух корней: seri (с греческогошелк) и grafia (с греческого писание, изображение). То есть происхождение названия относится к работе, связанной с декорированием шелка или созданием изображений с его помощью. Традиционно принято считать, что шелкография возникла в Китае, как и почти все вещи, точное происхождение которых неизвестно.

Существующие гипотезы о китайском происхождении шелкографии основываются на том факте, что шелк начали производить в этой стране за 1200 лет до нашей эры. Однако, шелк был вовлечен непосредственно в развитие печати по крайней мере 2400 лет спустя.

Есть версия, что шелкография возникла недалеко от Средиземного моря, в области между Месопотамией и Финикией. Многие совпадения указывают на то, что изобретателями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы.

Этот небольшой семитский народ, обитавший на узкой полосе земли, расположенной примерно на территории современного Ливана между XIII и III веками до нашей эры, славился своими морскими путешествиями. Финикийцы ходили за Гибралтарский пролив до Канарских островов, на север до Великобритании. Кроме того, они плавали по всему бассейну Средиземного моря. Финикийцы занимались торговлей и использовали свои прибрежные города как порты для экспорта товаров собственного производства и привезенных из других стран.

Археологические находки и исторические исследования показывают, что финикийцы добывали из секрета железы одного моллюска пурпур – красное вещество для крашения тканей. Его стали использовать для окраски одежд. Окраска тканей была не ручной, а ускоренно повторяющейся. Но как могли воспроизводить финикийцы повторяющуюся окраску тканей, когда в то время не было сведений об оборудовании, которое могло это позволить? Можнопредположить, что финикийцы или какой-то соседний народ нашли способ воспроизводить рисунки на ткани с помощью технологий, которые, конечно, ничего общего не имеют с современными, но представляют рождение "множительной системы", системы "повторения изображения". Впрочем, и китайское происхождение полностью исключить нельзя.

Так что рождение шелкографии можно рассматривать как появление технологии, базирующейся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц, "штампов", на которые накатывалась краска тампонами, изготовленными из различных материалов.

Вряд лив шелкографии сразу же появлилась рама, но можно предположить значительное упрощение процесса через примитивную печать с помощью "штампа".

Печать штампом, которая имела множество недостатков в первую очередь из-за недостаточного слоя пигмента при использовании на толстых и впитывающих тканях, претерпела множество усовершенствований в последующие столетия.

Значительное улучшение метода произошло примерно в 1185-1333 г.г. в городе Камакура, который был тогда столицей Японии. В этом городе процветали все виды искусства, включая печать: декорировались доспехи самураев и украшения для коней. Сначала для этого применялся обычный трафаретный метод. Затем было изобретено гениальное новшество: поскольку резерв изображения, полученный только путем вырезания материала, не держал вместе весь рисунок, изображение вырезалось и наклеивалось на сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким образом, изображение держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный пигментом, прижимался к декорируемой ткани.

Многочисленные примеры японских трафаретов, сделанных из волос или тонких шелковых тканей, свидетельствуют, как шелкография стала все больше принимать характерные черты, свойственные этому типу печати в наши дни.

В Европе распространение метода происходило главным образом в Англии, а такжево Франции, где примерно в 1750 году Жан Патильон начал выпускать обои.

Во второй половине XVIII века эта технология распространяется по всему миру. И особенно в Америке, где с помощью шелкографии декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия.

Ткань для "печатной рамы", изготовлявшаяся ранее из волос, стали делать из шелковых нитей и из кисеи, но с этой тканью было еще очень трудно работать.

Большой шаг вперед был сделан в 1907 году, когда некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шелковую ткань.Она гарантировала более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем резиновых ракелей) для нанесения краски. Изобретение каталогизировали под названием SilkScreenPrinting (печатание шелковым ситом).

Так что название "шелкография" совсем недавнее. Впрочем, шелкография не рассматривалась как новое воплощение графики, как настоящий процесс печати, а имела по сути подчиненное положение, считалась второстепенным методом, специальным видом печати.Быстрое внедрение метода в промышленность началось во время первой мировой войны, когда в США стали появляться chain store (сети магазинов). Каждая сеть должна была иметь свой фирменный стиль - вывески, витрины, фартуки, шапочки с фирменной символикой. Но все это требовалось маленькими тиражами – 50, 200, в крайнем случае, 1000 штук. Для традиционной полиграфии – тираж невыгодный, а для шелкотрафарета – всамый раз. Так возникла ниша шелкотрафаретной печати. Ниша стала расширяться, захватывая все новые и новые области применения, метод совершенствовался, и в результате превратился в самостоятельную отрасль, прекрасно позиционированную на рынке. Методом шелкографии стали печатать подложки любого вида, от тканей до плакатов, от открыток до этикеток, вплоть до номерных знаков для автомобилей.

 

Украина и постсоветские страны

В СССР до 1985 года способом трафаретной печати в выполнялись задачи отделки переплетных крышек, печати книг для слепых по методике Брайля, а в электронной промышленности – изготовлениепечатных плат и электронных схем. Способ использовался и в фарфоровой промышленности для декорирования посуды как прямым нанесением изображения, так и методом декалькомании. В других отраслях промышленности трафаретную печать применяли обычно для нанесения несложного штрихового изображения на различные детали и изделия. А интересующее нас собственно сувенирное и брендинговое использование трафаретной печати чаще всего проявлялось в производстве агитационной продукции (афиши, плакаты и т.д.).Основным поставщиком полиграфических красок был Торжокский завод полиграфических красок (ТЗПК), сетки выпускал Рахмановский шелковый комбинат. К 1985 году там освоили выпуск трафаретных сеток плотностью до 140нит./см. Разработки новых материалов, оборудования и научные исследования активно велись Киевским филиалом ВНИИ полиграфии, в котором в 1961 году была организована лаборатория трафаретной печати. Результаты теоретических исследований, полученные в 60-80 гг., и сегодня не потеряли своей актуальности. Были разработаны разные светочувствительные композиции – пленочные на основе ПВС и жидкие фотополимеризующиеся. Пленочные слои были внедрены в производство на Красноярском химическом комбинате. Фотополимеризующаяся композиция "Полисет" готовилась непосредственно на предприятиях и участках трафаретной печати по специальной рецептуре. Кое-где ее используют и поныне, несмотря на большое многообразие готовых копировальных композиций производства развитых стран.

Таким образом, отечественная промышленность почти полностью обеспечивала потребности трафаретной печати того времени. Падение тоталитарного режима привело сразу к двум противоположным процессам. С одной стороны, возрос спрос общества на полиграфическую продукцию, особенно на сувенирно-рекламную. Этому способствовало и развитие бизнеса, и интеграция Украины в мировое информационное пространство, и рост многопартийной политической системы. С другой же стороны, многие государственные предприятия пришли в упадок. Киевский филиал перестал быть филиалом ВНИИКПП, а превратился в Украинский НИИ специальных видов печати. Спектр материалов для трафаретной печати, выпускаемых отечественной промышленностью, сильно сократился. На фоне распада крупных предприятий стали появляться и множиться мелкие производства, которые и удовлетворяли интерес к продукции шелкографии. Трафаретная печать рассматривается как производство, которое можно открыть при минимальных затратах. Это послужило толчком к ее развитию в новых экономических условиях. Если раньше сувениры с фирменной символикой, майки и бейсболки с названиями спортивных команд или рок-групп в СССР практически не выпускались, то с началом перестройки множество так называемых кооперативов быстро насытили рынок продукцией такого рода. Правда, уровень качества был довольно низким, но те предприниматели, которые видели перспективу, стремились его поднять.

С возникновением новых предприятий трафаретной печати и расширением областей ее применения появилась потребность в расходных материалах. И как следствие, появилось предложение от зарубежных производителей через дилеров: к середине 90-х годов открылось много фирм, предлагающих расходные материалы и оборудование для трафаретной печати различных производителей, например, итальянские материалы и оборудование Argon, Saati, швейцарские материалы Foteco, Sefar, немецкие материалы и оборудование Маrabu, Proll, Bochonow, английские материалы Sericol, Autotype, в том числе, активно продавалось оборудование б/у.

Трафаретная печать в нашей стране выходит на новый уровень развития. На многих предприятиях ручные станки заменяются более точным и производительным профессиональным оборудованием. И все же на сегодняшний день, несмотря на интерес к более производительному и точному полуавтоматическому печатному оборудованию, большинство предприятий все еще обходится ручным. Доля автоматов и полуавтоматов в структуре парка печатного оборудования трафаретной печати постсоветского пространства по различным оценкам специалистов составляет от 10 до 30%. Однако мнение о том, что парк оборудования будет развиваться в направлении роста доли полуавтоматических машин, единодушно. Преобладающее большинство предприятий небольшие, с численностью работающих до 20, а по некоторым оценкам – до 10 человек. Предприятия с численностью персонала от 20 до 50 человек составляют до 10% от их общего количества. Средняя месячная производственная мощность предприятия трафаретной печати составляет, по оценкам специалистов, от 100 до 250 тыс. краскооттисков. На многих предприятиях и участках трафаретной печати остается низким уровень формных процессов. По-прежнему используются «кустарные» способы натяжения сеток на рамы и экспонирования копировального слоя, не дающие возможности достичь оптимального качества печатных форм и, как следствие, оптимального качества готовой продукции. В большинстве случаев используют жидкие копировальные композиции (эмульсии). Они наносятся вручную методом полива из ракель-кюветы. Использование капиллярных и вырезных пленок крайне ограничено вследствие их дороговизны, хотя они известны – главным образом пленки фирм "Аутотайп" и "Фотеко". Краски используются самых различных типов: отверждаемые посредством испарения растворителя (наиболее распространенный тип красок), на водой основе, УФ-отверждения, пластизолевые (для печати по х/б тканям). Наиболее широко по-прежнему распространены краски Торжокского завода (ТЗПК), итальянской фирмы Agron и английские Sericol. Требования к качеству повышаются с каждым днем на фоне общего повышения уровня полиграфической продукции. На многих предприятиях и участках трафаретной печати заняты не профессиональные полиграфисты, а специалисты из других отраслей промышленности, зачастую не вполне освоившие все тонкости технологии. Литературы, из которой можно почерпнуть необходимую информацию, недостаточно.

Если, скажем, в электронной промышленности использование трафаретной печати заметно сократилось, то резко возрос интерес к ее возможностям по нанесению изображения на самые разные материалы: текстиль, пластики, металл, стекло и керамику, дерево, различные виды картона и т.д. Большая доля работ (около 30% от общего объема), выполняемых трафаретным способом на отечественных предприятиях – различные виды печати на текстиле. Большинство трафаретных предприятий и участков не ограничивается выпуском какого-либо одного вида продукции, а выполняет работы для нескольких отраслей промышленности. Так, многие полиграфические предприятия, выпускающие различные виды листовой продукции или выполняющие отделку УФ-лаком, занимаются и печатью на текстиле, а также осваивают различные виды переводной печати.

Парк трафаретного оборудования обновляется, хотя и не столь быстро, как хотелось бы. Автоматы и полуавтоматы пока находят применение только на крупных и реже на средних предприятиях. На мелких предприятиях преобладает ручное, часто самодельное оборудование- в количестве не более двух-трех станков. По мнению специалистов, самые большие перспективы на рынке в ближайшие годы имеют высокоточные полуавтоматы трафаретной печати формата не менее A3, которые могут заменить ручные станки. В целом отрасль ожидает повышение степени автоматизации оборудования и, следовательно, производительности. Объемы производства на протяжении ближайших 10 лет также будут расти, уровень качества, на многих предприятиях весьма неплохой, будет и далее повышаться. Как считают специалисты, серьезный прорыв ожидается в сфере качественной многокрасочной печати.

 

Применение, преимущества и слабые стороны

Шелкографию называют одним из самых универсальных методов печати, и все же существует классификация применений шелкотрафаретной печати.

1. Малоформатная трафаретная печать. Включает в себя все, что является плоской печатью на различных подложках, особенно на ПВХ, а также на бумаге и картоне, формат печати не превышает 100х140 см. Это печать изделий самого различного назначения.

2. Крупноформатная трафаретная печать. Плоская печать форматов, превышающих 100х140 см.

3. Печать на мелких предметах.Возможно декорирование ручек, зажигалок, брелоков и других сувениров. Для печати по круглым предметам используются ротационные полуавтоматы. Здесь очень ощутима конкуренция тампопечати (см. предыдущий «Полиграфический курьер»), хотя изображение, сделанное шелкографией, считается более устойчивым к истиранию.

4. Текстильная печать (набивка тканей). Это печать на ткани в бобинах, на отрезах техникой настольного печатания, механотекстильными, ковровыми станками, машинами с вращающимися цилиндрами. Обширная отрасль, связанная с текстильной промышленностью. Текстильная печать представляет собой одну из разнообразных и важных отраслей экономики многих стран.

5. Текстильная печать на готовых изделиях. Печать на готовых изделиях (футболки, мелкие вещи). Осуществляется с помощью машин, называемых "карусельными станками".

6. Трафаретная печать на табличках и металлах. Связана с производством и обработкой металлов, анодированием, листовой штамповкой, травлением, обжигом и т. д.

7. Трафаретная печать по стеклу. Применяется в автомобильной отрасли и в производстве электробытовых приборов. Есть и особые случаи применения, которіе можно отнести к рекламно-сувенирной сфере, например, печать на стеклянных изделиях.

8. Трафаретная печать на флаконах. Широко применяется в косметической, фармацевтической и в некоторых других отраслях промышленности.

9. Отрасль печатных плат. Включает все, что сегодня может быть сделано трафаретной печатью в обработке электронных схем как общего пользования, так и профессиональных, многослойных, проводящих и т. д.

10. Дополнительная трафаретная печать.

Охватывает все те применения, особые, дополнительные и специфические, которые не вошли в перечисленные выше группы.

Как уже отмечалось, шелкография активно применяется в разнообразных рекламно-сувенирных производствах. Еще одним интересным видом применения, начиная с ХХ века, стало изобразительное искусство (которое, кстати, с известной долей цинизма, тоже можно рассматривать как разновидность “сувенирки”). В искусство шелкографию внедрили представители поп-арта, известные любители промышленных технологий – Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс. Шелкография - это главным образом демократизация художественного процесса, способ обзавестись творением любимого художника, не затрачивая на это слишком уж больших денег. Немногие могут позволить себе приобрести любимые картины. Идеальным решением для поклонников того или иного художника может стать отпечаток, стоящий гораздо дешевле.

Рассказывает Борис Вельский, руководитель некоммерческой организации «Московской студии»: «Недавно у нас был необычный заказ. В гостиной одна из стен была сделана из огромных металлических пластин. И на них напечатана громадная рыбина, форель. Длина ее – тринадцать, а высота – три с половиной метра. Необычайно эффектное получилось зрелище!»

Шелкография очень хорошо смотрится на старом металле, но жизнь подобного объекта, к сожалению, коротка – материал быстро ржавеет и изображение утрачивается. Решением проблемы может стать применение искусственно состаренного металла, зафиксированного в этом состоянии. Особенно эффектно шелкография выглядит на ткани. С ее помощью можно получить занавески с отпечатками любимой картины, авторские покрывала и драпировки. Борис Вельский: "Один из самых запоминающихся заказов последнего времени – библиотека в загородном доме. Комната была задрапирована тканью с печатью, и получился этакий шатер полковника колониальной армии... Еще мы делали недавно квартиру-яхту. Шторы и драпировка на потолке были выполнены в форме парусов, а на них - чертежи кораблей". Актуальная тенденция – напечатанные шелкографией авторские обои, бумажные или шелковые.

К преимуществам шелкографии специалисты обычно относят такие характеристики:

1. простота процесса;

2. оборудование, доступное по относительно низкой цене;

3. возможность печатать на материалах различного типа, практически на любой поверхности, даже рельефной;

4. значительная толщина наносимой краски и специфически шелкографическая яркость красок;

5. долговечность запечатанных материалов, вследствие толстого красочного слоя;

6. экономия при печатании относительно маленьких и средних тиражей;

7. особые решения, невозможные или менее эффективные при работе с другими способами печати, например, фосфорицирующие, серебряные, транслюцентные краски, глиттеры, ароматизированное изображение (!) и, при равной стоимости, лучшее покрытие.

Если же обобщить, главным преимуществом шелкографии можно назвать универсальность.

Главная проблема шелкографии – нестабильность тона в ходе печати (трафарет истирается, трафареты меняют каждые 2 часа). Кроме того, трафаретная печать распространяется совершенно беспорядочным образом в самых несходных отраслях, вследствие чего она не смогла быть слишком индустриализованной. Отсюда – и нехватка общеобязательных методов и “канонов” шелкографии, и отсутствие обльших, как в офсете, производителей оборудования. Хотя последнее – не всегда недостаток.

Еще один негатив шелкотрафаретной печати – проблемы с большими тиражами. Быстро сделать крупный заказ физически невозможно, потому что краска, которая используется при трафаретной печати, очень густая и вязкая. И даже современное и полностью автоматизированное производство не может значительно увеличить скорость прохождения ракеля, высушивания краски (последний процесс требует, кстати, немалых производственных площадей). При трафаретной печати скорость печати в несколько раз ниже, чем, например, при офсетной печати. Слишком большие тиражи поэтому могут изготавливаться неприемлимо долго, а слишком малые – быть невыгодными. Специалисты рекомендуют использовать метод трафаретной печати при изготовлении продукции тиражом от нескольких сотен до пяти тысяч экземпляров.

 

Технический процесс и некоторые основные свойства шелкографии

Коротко процесс шелкотрафаретной печати выглядит так: на деревянную рамку с натянутым "шелком" (сейчас используют полиэстеровую ткань) наносят специальную эмульсию, сушат. Затем на рамку помещают фотоформу (пленка с напечатанным черно-белым изображением) Первоначально выводят пленки четырех цветов (CMYK - синий, красный, желтый и черный; если нужны дополнительные краски, то нужны пленки и для них). После цветового разделения готовят трафареты. Фотоформу засвечивают под специальной лампой.После засветки рамку промывают водой, высушивают, в результате чего на рамке возникает печатная матрица. Матрицу закрепляют в шелкотрафаретном станке, наливают краску. На запечатываемое изделие. Краска переходит на материал через мелкую сетку, а специальный нож (ракель) должен пройтись по каждому оттиску. После нанесения краски на материал, ее следует высушить. Оттиски с рисунком раскладывают на специальных стеллажах или развешивают на специальных вешалках.

Часто шелкографию воспринимают как процесс простой, в котором достаточно использовать ситовую ткань и пропустить через нее краску.

В действительности же в шелкографическом процессе есть специфика, которая делает его уникальным по сравнению, например, с приготовлением чая через ситечко или фильтрацией песка. Принцип, по которому ракель выдавливает краску через ситовую ткань, достигая однородного и контролируемого прохождения, считается основном законом шелкографии: "Прохождение краски через отверстие ячейки ситовой ткани происходит контролируемым образом только тогда, когда возможно добиться тиксотропного эффекта посредством подходящего ракеля при корректном надавливании".Это означает, что только при наличии фактора изменчивости вязкости можно осуществить шелкографический процесс. Достаточно просто проверить прохождение через трафаретную форму других нешелкографических материалов.Сразу же станет заметно, что процесс не происходит правильным образом, что ячейки забиваются и материал не намазывается после прохождения.

Итак, что же такое тиксотропия? "Тиксотропией называется способность жидкости менять свою вязкость при перемешивании или нагревании и возвращаться к первоначальной вязкости в состоянии покоя, когда заканчивается перемешивание, и к температуре, предшествущей перемешиванию". Тиксотропия – это тот процесс вынужденного изменения шелкографической краски, который позволяет ей проходить корректным образом с одной стороны ситовой ткани на другую в печатном клише и точно воспроизводить печатаемое изображение.

Вязкость же – это количество внутреннего трения или сопротивления, которое встречают соседние слои жидкости при скольжении относительно друг друга. Также вязкость неправильно называют «плотностью жидкости» или «противоположностью текучести». Вязкость находится под непосредственным воздействием температуры, которая в шелкографическом процессе приобретает большое значение. Вязкость измеряется с помощью вискозиметров, среди которых упомянем вискозиметр Энглера, называемый некоторыми "бокалом форда", и вискозиметр Брукфильда, наиболее используемый в области красок.

Контролируемая изменяемость вязкости, которую мы определим как тиксотропию, позволяет краске легче проходить через ячейки ситовой ткани трафаретной формы, или клише, а также действует таким образом, что краска не склеивает вместе подложку и трафаретную форму и они отлично отделяются друг от друга со значительной скоростью. Если же что-то в процессе печати происходит неправильно, подложка не отделяется от трафаретной формы и остается приклеенной к ней краской.

Явление, из-за которого краска при прохождении через ячейки ситовой ткани не может полностью отделиться от трафаретной формы и выступает в роли клеящего вещества между трафаретной формой и подложкой, склеивая их вместе, называется «эффектом залипания».

«Эффект залипания» обнаруживается довольно часто и зависит от многих факторов. Он может проявиться в случае, если:

- краска слишком вязкая или некорректно разбавлена;

- изображение расплывчатое и краска выходит за края желатина, из-за чего, оставаясь на нем, не удаляется полностью и склеивает трафаретную форму и подложку;

- краска слишком холодная, и тиксотропного эффекта не происходит;

- скорость печатания некорректна, возможно, слишком высокая;

- разбавитель краски неподходящий и делает ее слишком липкой;

- подложка плохо сцеплена с плоскостью печати или разряжение вытяжной системы для листов имеет слабый напор;

- ситовая ткань плохо натянута, слишком мало “ньютонов” и очень маленькая возвратная сила;

- ракель слишком закруглен, из-за чего теоретическая линия смыкания слишком широкая;

- факторы среды, такие как статическое электричество, усиливают дефект.

Другое дело – печать по текстилю. Здесь не всегда достигается изменяемость тиксотропии, а только в отдельных случаях, поскольку не требуется выполнять печать с высокой степенью четкости изображения. Ткань ведет себя как промокательная бумага, поэтому шелкографический процесс получается частичным, без варьирования вязкости.

Еще одно важное понятие изпрофессионального жаргона шелкографов –«покрываемость краски»: это ее «способность препятствовать видимости на свету тона цвета, по которому произведена печать этой краской». То есть, если печатается белым по черному, то при хорошей покрываемости будет виден только белый цвет. Если черный цвет останется частично видимым, то краска не будет плотно покрывающей. Понятие покрываемости, связанное с шелкографическими красками, в действительности напрямую связано с понятием матовости: «матовость краски – это ее свойство не пропускать через себя световые лучи, оно противоположно прозрачности».

Виды покрытий, наносимых шелкографией.

Цветные краски. Шелкография позволяет наносить на запечатываемый материал красочные слои различной толщины, которая зависит от структуры сетки. В офсете толщину красочного слоя также можно регулировать, но в небольших пределах. Поскольку толщина слоя в шелкографии во много раз больше, чем в офсете, интенсивность краски на оттиске будет существенно выше. Более того, как правило, в трафаретной печати используются кроющие краски, а значит, легко можно, к примеру, печатать желтой краской на синей бумаге. Причем желтый останется желтым, а не превратится в едва заметный зеленый, как это было бы в офсетной печати.

Кроющие белила. Очень интересные графические эффекты получаются при использовании кроющей белой краски. Можно, например, положить ее на темную основу (тонированную бумагу, серый картон и т. д.), а поверх нее отпечатать изображение на обычной офсетной печатной машине – естественно, после того, как шелкографская краска высохнет. Кроющие белила бывают и для офсетной печати, но такого качества покрытия получить все же не удается, из-за того, что слой краски в офсете тоньше в 5-7 раз. Не менее интересен результат печати кроющими белилами на прозрачном пластике. Например, если на пластике напечатать офсетом полутоновое изображение, а сверху нанести трафаретом белую кроющую краску, то получится яркое насыщенное изображение, которое смотрится через слой пластика. Таким образом можно изготовить, например, прозрачные этикетки или рекламно-информационные материалы для оформления точек продаж (POS-материалы).

Золото, серебро, металлизированные краски. В принципе, и золото, и серебро можно наносить обычным офсетным способом. Однако, как уже говорилось, благодаря большей толщине красочного слоя в трафаретной печати, металлический эффект существенно выше. Более того, замечено, что металлизированные краски, нанесенные офсетом, высыхают дольше. Поэтому, если важна оперативность, то металлизация с использованием трафарета может оказаться хорошим решением.

Флуоресцентные краски. Видов таких красок довольно много, но только с использованием трафаретной печати можно получить действительно яркое, насыщенное, флуоресцирующее изображение - опять же в силу большей толщины красочного слоя. Такие краски применяют для разнообразных запечатываемых материалов, среди которых как вполне обычные, так и довольно экзотические: стекло, металл, кожа, дерево, различный пластик и т.д., для каждого из которых существуют свои специальные рецептуры красок. А значит, число вариантов этих самых типов красок огромно.

Может создаться впечатление, что благодаря высокой интенсивности трафаретных красок и большой толщине красочного слоя можно получить очень насыщенное и яркое изображение, близкое к фотографическому, или полутоновое. Это абсолютно не соответствует действительности. Как правило, шелкография не используется для печати полутоновых изображений, тут она проигрывает офсету по всем статьям. Исключение составляют случаи, когда использовать офсет просто технологически невозможно, например, при печати на тканях, виниле. Поэтому правильнее воспользоваться шелкографией для печати ровных плашек, сплошной запечатки, штриховой печати без точного совмещения и т.п.. Но лучше всего она подходит для отделки.

Среди специальных эффектов, которых достигают при помощи шелкотрафаретной печати, один из самых интересных – термоподнятие. Используется для придания объемности текстам или логотипам. Текст или другие элементы оформления при этом печатаются в одну краску. Термоподнятие при полноцветной печати делается таким образом, чтобы подвергаемая обработке краска должна быть последней в процессе нанесения на бумагу. Например, если необходимо придать легкий рельеф волнам при печати морского пейзажа, термопорошек добавляют в голубую краску. Используемый в полноцветной печати порошек должен быть бесцветным, иначе может быть нарушена цветопередача. Интересных эффектов можно достичь за счет смешивания различных видов термопорошка. Например, смешивание голубой триадной краски и бесцветного и серебряного порошков придают оттиску эффект "металлик". Возможно использование запечатки лаком с последующим термоподнятием цветными порошками. Такой прием нежелателен для текстов, набранный мелким кеглем или шрифтом с тонкими штрихами. Приемы термоподнятия применимы как глянцевым, так и к матовым поверхностям. Термоподнятие на пленках или ПВХ, чувствительных к температурному воздействию, необходимо вести с тщательным подбором теплового режима воздействия.

 

Организация шелкографического производства и основное оборудование

Для организации производства потребуются довольно элементарные условия:

- помещение 20-30 квадратных метров (нужно электричество 220 В и вода);

- компьютер (можно купить недорогой и поставить программу Corel Draw);

- лазерный черно-белый принтер;

- шелкографический станок (для экономии можно сделать самостоятельно);

- экспонирующая камера;

- желателен резак (лучше купить);

- комплектующие (ракеля, кювета, сетка, рамки, сушилки, краски и прочая химия).

Итого, по подсчетам специалистов, первоначальные затраты должны составить около 15 тысяч гривеньплюс оборотный капитал.Персонал предприятия, работающего с шелкографией, должен включать две обязательные должности: дизайнер (можно взять по совместительству) и печатник (лучше двое).

Как утверждают российские исследователи полиграфии (к сожалению, в Украине такие подсчеты либо не проводились, либо просто неизвестны), при грамотной организации сбыта предприятие окупится за 1 месяц.

Печатное оборудование можно поделить на четыре типа, различающиеся в зависимости от материала, по которому наносится изображение: станки для печати по плоским и рулонным материалам, цилиндрическим поверхностям и текстилю. Станки для печати по рулонным материалам и цилиндрическим поверхностям могут быть только автоматизированы. Остальные станки (по текстилю и плоским материалам) бывают ручными и автоматизированными.

Ручные станки по плоским материалам и текстилю бывают малоформатными, большеформатными и карусельными. Малоформатные ручные станки печатают на плоских материалах, формат которых не превышает 40х60 сантиметров, толщиной до 30 миллиметров. Соответственно большеформатные ручные станки способны нанести изображение на материал, формата до 100х140 при той же толщине. Печатные станки карусельного типа предназначены для печати по текстилю.

Многие производители начинают заниматься нанесением изображения методом шелкографии, благодаря низкой стоимости оборудования, так как это практически единственный вид печати, в котором возможно использовать ручное оборудование. Оно стоит значительно дешевле автоматического и позволяет качественно печатать малые и средние тиражи, которые чаще всего и заказывают. Чтобы получить рисунок, выполненный методом шелкографии, необходимо иметь печатное, лабораторное и вспомогательное оборудование. И несколько отдельных помещений.

 

Самый простой станок выглядит довольно убого, но даже на нем можно работать. Среди его недостатков отсутствие любых регулировок, вакуумного присоса, сложность с совмещением цветов, наличие люфта (шатается печатная рамка, так что печатать в несколько цветов на нем непросто). Основной плюс – ничтожная цена такого станка и простота конструкции.

 

 

Другой уровень станков  удобнее, хотя настройка ручная (совмещения). Противовесы обеспечивают автоматический подъем рамки, что облегчает печатный процесс. Подшипники обеспечивают плавный ход печатной рамки. Люфта нет. Рабочий станок, обычно используется для печати больших тиражей в небольшое количество цветов. Высший уровень – ручные станки с микрометрическими приводками. Могут быть как просто печатные узлы, так и готовые станки с вакуумным столом. Микрометрические приводки позволяют добиваться точной настройки для печати следующим цветом. Можно печатать полноцветное (как цветная фотография) изображение. На таких станках печатается качественная многоцветная полиграфическая продукция.

Важным параметром является размер печатной поверхности стола. Для разного вида продукции удобнее применять станок соответствующего формата, это позволяет экономить на расходных материалах.

Примеры и короткая характеристика некоторых станков для печати по плоским поверхностям.

Простейший настольный ручной станок – МТ-45А (Ming Tai). Станок может быть использован для достаточно грубых работ, таких как одно- или двухцветные надписи для маркировки плоских предметов, одноцветные листовки и т.п. Регулировки в плоскости расположены на печатной плите.

Ручной узел для трафаретной печати – МТ-50А (Ming Tai) может крепиться к любому столу. Он представляет собой пластину, в которую впаяны две стойки-штатива, дающие возможность ползунам устройства крепления рамки перемещаться вверх-вниз до 10 см. Имеет микрометрические приводки на узле крепления ТПФ. Станок позволяет печатать небольшие тиражи коробочных заготовок, открыток, панелей, обложек книг, а также плакаты, афиши.

Напольный ручной станок трафаретной печати с вакуумным столом МТ-50В (Ming Tai) применяется для последовательной многокрасочной и полноцветной трафаретной печати по листовым материалам толщиной до 50 мм (бумага, картон, пластик, самоклеющиеся материалы, жесть, стекло и любые плоские готовые изделия высотой до 50 мм). Конструктивно все печатные узлы этого станка выполнены из металла, состоят из печатного механизма с регулируемым противовесом и вакуумного стола со специальным пластиковым покрытием, которое нечувствительно к влаге и отшлифовано с высокой точностью для равномерного покрытия печатного листа краской. Микроприводки печатного механизма обладают тонкой и мелкой резьбой и приводятся в действие легким движением, что позволяет печатать очень точное совмещение, достаточное для полноцветных и фотографических изображений. Отпечатав все оттиски в один цвет (перед нанесением следующего цвета) или закончив многоцветную печать, не обойтись без стеллажа для сушки оттисков. Предназначенные для профессионального использования, такие стеллажи оборудованы полками, изготовленными из специального сплава металла, стойкого к влаге, а конструкция оптимально подобрана и совмещает возможность интенсивной циркуляции воздуха и экономию места.

Полуавтоматический станок для печати по плоским и цилиндрическим поверхностям – модель SCF-550 (Technical Ind. Co). Производительность станков до 800 циклов/час. При ручной подаче на станке можно отпечатать до 1000-1200 полноцветных оттисков в смену. Модель SCF-550 оснащена неподвижным по высоте печатным столом. При рабочем цикле контакт рамы с изделием происходит за счет опускания печатного узла на вакуумный стол при плоской печати или на устройство синхронизации вращения запечатываемого предмета с горизонтальным движением трафарета при печати по цилиндру.

Печатная машина оснащается пневматическим приводом c микропроцессорным управлением. Все узлы смонтированы на жесткой и виброустойчивой несущей станине.

Еще один пример рулонной плоскопечатной машины трафаретной печати – Labelmen PWS-310. Машина Labelmen PWS-310 может быть однокрасочной или двухкрасочной. Ширина рулона запечатываемого материала 310 мм, формат печати до 300 х 300 мм.

Печатная форма трафаретной печати является нейтральной к составу красок и лаков. Она не взаимодействует с ними, ни на физическом, ни на химическом уровнях. Это дает возможность работать с водорастворимыми красками, с красками на спиртовой основе и на летучих растворителях, с красками на масленой основе и со специальными красками, имеющие различные добавки для специальных эффектов (защитные, термочувствительные, флуоресцентные, фосфоресцирующие, светоотражающие, металлосодержащие, перламутровые и краски с запахом), которые, как правило, физически или химически агрессивны. То же самое можно сказать и о составе лаков. Рулонная подача дает возможность работать как с очень тонкими материалами, которые имеют малую жесткость и не проходят в машинах с листовой подачей, так и с толстыми материалами, которые можно намотать на рулон.

Плоская печатная форма, плоская опорная поверхность и полная неподвижность запечатываемого материала, печатной формой и опорной поверхности при переходе краски обеспечивают высокое качество печати. Подача запечатываемого материала циклична, с предварительной размоткой. Во время перехода краски запечатываемый материал, опорная поверхность и форма обездвижены. Это дает возможность работать с очень тонкими тянущимися материалами, получать точное совмещение красок на оттиске и производить продукцию с высоким качеством печати. Рулонные плоскопечатные машины трафаретной печати Labelmen PWS-310 работают со скоростью до 60 оттисков/мин. Компьютерная система позиционирования запечатываемого материала по контрольной метке и вакуумное фиксирование обеспечивают точное совмещение красок на оттиске при многоразовой печати с рулона на рулон. Она способствует и печати практически без отходов.

Дополнительно в линию с трафаретной рулонной машиной могут быть установлены туннельные УФ или ИК сушки, устройство намотки рулона для печати с рулона на рулон, секции вырубки, тиснения, продольной разрезки рулона и разрезки рулона на отдельные листы. Это позволяет получить готовую двухкрасочную рекламную печатную продукцию за один рабочий цикл машины, что делает изготовление малотиражной двухкрасочной (многокрасочной, за несколько прогонов) печатной продукции рентабельным. Машины Labelmen PWS-310 можно использовать и для нанесения трафаретного одного или двухкрасочного изображения на оттисках, отпечатанных другим способом печати, при работе с рулона на рулон.

Есть и более профессиональные, полуавтоматические станки для печати по листовым материалам. Они оснащены системой микроприводок, вакуумным столом, устройством автоматического движения ракеля, с возможностью присоединения системы "Take off", то есть автоматического снятия листа после запечатки для транспортировки на устройство сушки.

Такие станки позволяют печатать большие тиражи календарей, брошюр, художественных альбомов, плакатов, кроев коробок, афиш, с нанесением полноцветных оттисков или УФ-лакировки, с доступным только трафаретному методу печати объемным красочным слоем, отделкой различными видами декоративных лаков и глиттеров, и возможностью запечатывать большие форматы при доступной стоимости оборудования.

Станки для печати по цилиндрическим поверхностям (бутылки, кружки, стаканы, комплектующие к промышленному оборудованию цилиндрической формы, флаконы, баночки для парфюмерно-косметической промышленности).

 

 

Чтобы нанести на кружку, бутылку или другой предмет подобной формы стойкое многокрасочное изображение, часто используют вышеописанные полуавтоматические трафаретные станки серии SCF. Для печати по цилиндрическим и коническим поверхностям на станке устанавливается оснастка для печати по цилиндрам (фиксирующее устройство), принудительное вращение которого (а, следовательно, и изделия) синхронизировано с перемещением печатной формы.

Печать по текстилю (майки, футболки, куртки, бейсболки, рабочая одежда, флаги, вымпелы, то есть едва ли не «самые сувенирные» товары).

Принцип трафаретной печати по текстилю мало, чем отличается от печати на остальных материалах. Но сама печать, как правило, выполняется методом «сырой по сырому», то есть второй цвет краски накладывается на первый почти сразу, после короткой просушки верхнего слоя первого отпечатка краски (закрепления). Вследствие этого, а также вследствие того, что краски для печати по текстилю отличаются по своему составу и свойствам от красок для графической печати, другим будет и способ сушки готовых оттисков.

Самым простым ручным станком для печати по футболкам, майкам, рабочей одежде является аналог станка МТ-45А, с одним печатным узлом, отличающийся лишь видом печатного стола – он устроен так, чтобы одежду можно было «надевать» на плоский прямоугольный стол. К сожалению, возможности такого станка слишком ограниченыы. Чтобы получить станок для одно- или многокрасочной печати с возможностью получения качественных оттисков наращивается количество печатных столов, а также количество печатных секций так, чтобы верхний и нижний ярусы могли вращаться относительно друг друга, напоминая карусель. Так можно наносить второй и последующий слои краски, не снимая изделие со стола.

 

Очень важными факторами для выбора станка является наличие все тех же микроприводок каждой секции печатной карусели, а также присутствие качественно выполненных уловителей (приспособлений для позиционирования печатного узла над предметным столом в момент печати). Пример станков, отвечающих этим условиям – карусели серии Praktik производства Aeroterm. На таких станках можно печатать на рабочей одежде, спортивных сумках, футболках, майках. Неоспоримое достоинство таких моделей – доступная цена при добротном качестве и надежности этих станков. Основные потребители таких каруселей – начинающие рекламно-производственные фирмы и небольшие производственные предприятия.

Следующими по уровню профессиональности являются ручные карусельные станки серии Printex (Aeroterm). Надежная жесткая конструкция, высокая точность приводок и эргономичный дизайн сделали эти станки лидерами машин своего класса. Они предназначены для многоцветной и полноцветной печати по футболкам, рабочей одежде, платкам, крою различных текстильных изделий и т.п.

Для фирм, специализирующихся на производстве текстиля или выпуске больших объемов запечатанных текстильных изделий более актуальны машины карусели типа серии Chameleon производства M&R. Во-первых, эти машины имеют конструкцию трехуровневой пирамиды, позволяющей при производственной необходимости расширять четырех- и шестикрасочные модели до 10 красок. Во-вторых, профильная конструкция несущей рамы обеспечивает максимальную жесткость и легкость карусели при работе. В-третьих, все детали, воспринимающие значительные динамические нагрузки, выполнены из упрочненных материалов, обладающих повышенной износостойкостью, а рабочие столы из алюминиевого сплава покрыты слоем специальной резины, устойчивой к воздействию красок, растворителей и тепла. Все это, а также повышенная точность всех регулируемых механизмов, позволят печатать много, с высоким качеством, без остановок производства на дополнительные операции регулировок, настроек и ремонт оборудования, а, значит, увеличить срок службы машины и получить ожидаемую прибыль.

Лабораторное оборудование в шелкографии создано для подготовки трафаретных печатных форм. Это пневматическая копировальная рама, экспонирующее устройство и экспонирующая установка. Лабораторное оборудование предназначено для изготовления и восстановления главного: трафаретной печатной формы. К вспомогательному оборудованию относятся тележка-сушилка, промежуточная инфракрасная сушилка, станок для шлифовки ракельного полотна. На тележке-сушилке размешаются готовые оттиски, промежуточная инфракрасная сушилка используется для полимеризации красок при печати на карусельных станках.

Печатное, ручное и вспомогательное оборудование – это основное оборудование для нанесения изображений методом шелкографии. Но не стоит забывать о тепловентиляторах и гидропистолетах, резаках, ламинаторах, термопрессах, аппаратах для фольгирования, брошюровщиках, степлерах, расходных материалах и инвентаре, а также полностью оснащенном компьютере. Тем не менее, владея ручным оборудованием для шелкографии, а также профессионалами, которые, в свою очередь, владеют технологией трафаретной печати, можно получить качественную продукцию.

 

Технология в деталях

Предлагаем вашему вниманию подробное описание технологического процесса шелкографической печати и основных устройств и материалов, с учетом рекомендаций российского специалиста Андрея Баркова.

После подготовки фотоформы на компьютере в графическом редакторе Corel Draw ее нужно распечатать на специальной пленке для лазерных принтеров (она бывает двух видов: матовая и глянцевая). Распечатать нужно на лазерном принтере с разрешением 600 dpi (или с 1200 dpi). Другой способ – фотовывод, некоторые типографии оказывают такую услугу.

Следующая стадия процесса – изготовление матрицы. Трафаретная печатная форма (трафарет, матрица, шаблон) – это рама с натянутой на нее сетчатой тканью. Ткань потом покрывается светочувствительным веществом и экспонируется вместе с пленкой-диапозитивом. Места печатной формы, которые были не закрыты диапозитивом, не растворяются в воде, отвердевают. А закрытые места промываются водой. Такой трафарет может использоваться несколько раз, что очень удобно.

Важные свойства трафарета для шелкографии – число ячеек и диаметр нити. Например, 120 нитей на сантиметр, диаметр каждой нити – 34 микрона. Лучше всего, когда число нитей на сантиметр – больше, а диаметр нити – меньше. Сегодня изготовляют ткань до 200 нитей на сантиметр. Эти величины влияют на такие важные показатели, как четкость рисунка, скорость печати, высыхание краски.

Сетки из нейлоновой (полиамидной) ткани используются уже давно, потому что имеют несколько привлекательных качеств: прочность, хорошая стойкость к истиранию, эластичность. Эти качества дают возможность печатать с помощью сеток из нейлоновой ткани на выпуклых предметах и использовать разнообразные материалы. Есть модифицированная нейлоновая ткань, которая обладает более низким удлинением, чем обычная.

Сетки из моноволокна могут быть сделаны из полиэфирной ткани – классического материала шелкографии. Такие сетки устойчивы к износу и химическим веществам, а кроме этого, обладают рядом замечательных для шелкографии качеств: гладкая поверхность, низкое удлинение, устойчивость к климатическим изменениям. Сетки из моноволокна обеспечивают хорошее проникновение краски, воспроизведение самых мелких деталей, быстро высыхают. Существует еще модифицированная полиэфирная ткань, которая используется для трафарета – она более прочная и не тянется. Рынок тканей для трафарета сегодня развивается с каждым днем.

 

На рамку с сеткой ("шелком") наносят специальную эмульсию. Для этих целей используют ракель-кювету. Сушится эмульсия с помощью фена.

 

 

Засветка производится следующим образом: на подставку кладут стекло, а сверху рамку сеткой вверх, потом фотоформу тонером на эмульсию (теперь она станет в зеркальном отображении), сверху опять стекло. Эту комбинацию помещают под лампу, обычно ультрафиолетовую или галогеновую на несколько минут. Далее, с помощью холодной воды, промывают матрицу и опять сушат с помощью фена. Небольшие изъяны подправляют специальной ретушью. Матрицу закрепляют в станке, наливают краску и продавливают через матрицу на бумагу с помощью ракеля.

Напечатав нужное количество продукции, необходимо отмыть с помощью растворителей рамку, помыть ракель. Матрицу, если заказ выполнен целиком, нужно смыть, а если в будущем к нему нужно будет вернуться, то сохраняют.

 

Качество получаемой продукции во многом зависит от ракеля, на рисунке показано строение этого инструмента. Резина зажимается болтами. Резина должна быть ракельная, она бывает разных цветов и твердости. Обычно три вида – мягкая, средняя и жесткая. Мягкая используется в основном для печати по тканям. Жесткая для печати высокоточной, качественной полиграфической продукции. Средняя – для обычной печати, упаковки, по круглым поверхностям.

 

Можно попробовать заменить фирменную резину, маслобензостойкой резиной, но вряд ли такую экономию можно назвать выгодной. Ракель при правильном пользовании прослужит долго, а вот качество при замене страдает.

 

Рамка изготавливается из твердых пород дерева, алюминия и стали, обычно в форме параллелограмма. Предназначение рамы – удерживать сетчатую ткань, причем удерживать ее равномерно. Деревянные рамы использовались раньше и используются сейчас. Это естественно, ведь стоимость, вес и пластичность делают дерево незаменимым материалом. Кроме того, существует особая технология натяжки сетки на раму, которой владеют далеко не все шелкографы.

А дерево позволяет любому самостоятельно зафиксировать сетку степлерами. Такой "ручной" труд обеспечивает не очень точное натяжение, однако, часто применяется в Украине, особенно, для изделий небольшого формата.

К сожалению, дерево недостаточно прочный материал – оно гнется, кривится и поглощает воду – об этом наверняка знают обладатели деревянных окон. Тем не менее – и это тоже известно – если покрыть дерево лаком, то оно дольше сопротивляется губительному для него воздействию воды и растворителя.

Преимущество алюминия для изготовления рамы в том, что он очень легкий. Это неоценимое свойство, особенно для рам больших форматов. Также алюминиевая рама выдерживает большую силу натяжения сетки. Но и алюминий не лишен недостатков: высокая стоимость сварки, высокая способность к окислению, а еще проблемы с наклеиванием сетки.

Рамы, изготовленные из стали, гораздо прочнее других, стоят недорого, долговечны. Но сталь весит очень много и подвержена коррозии. С последним недостатком стали можно бороться, если использовать для изготовления рамы «нержавейку». Такая рамка, правда, весит еще больше стальной, но зато не подвержена коррозии.

Обеспечить равномерность и оптимальную силу натяжения сетки, а также строгую параллельность и перпендикулярность расположения нитей относительно рамы помогают специальные устройства для натяжения сетки пневматического типа, например серии Max Newton производства M&R. Их действие основано на работе пневматических цилиндров с захватами для крепления сита. Блок управления обеспечивает контроль натяжения в двух направлениях. Захваты выполнены со специальным покрытием, предотвращающим скольжение ткани во время работы. Модель такого устройства выбирается в зависимости от максимального формата ТПФ. От этого же будет зависеть количество рабочих пневмоузлов.

Однако в отечественной практике шелкографии рамы из стали и нержавеющей стали используют нечасто. Мы считаем, что этому способствует то обстоятельство, что натянуть сетку на стальную раму вручную невозможно. А так как практика делать все самим достаточно часто используется в нашей стране, то и применять для изготовления рам предпочитают дерево.

Итак, для изготовления рам небольших форматов лучше использовать сталь и дерево. В первом случае, потому что оно меньше весит, во втором – потому что кривится. Для рамы большого формата больше всего подходит алюминий.

Если все же практиковать «ручной труд», рамку лучше делать в шип. Иногда углы у рамки срезают. Рамку нужно зачистить наждаком и хорошо пролакировать нитролаком, олифой несколько раз, а затем просушить. По размерам рамка должна быть больше запечатываемого формата на 4-6 см. с каждой стороны. Сверху и снизу делается заступ в 4-5 см.

 

 

Основная характеристика сита – его номер. Номер означает число ниточек на квадратный сантиметр, чем их больше, тем сито тоньше и печатать на таком сите можно более мелкие детали.

Обычно для печати полиграфической продукции с высоким качеством используют номера сита от 120 до 160. Более грубые номера идут для печати на картоне, упаковке 70-100. Для печати по тканям специальными пластизолевыми красками подходят 40-80 номера.

Механические и пневматические системы натяжки сита гораздо удобнее, чем ручные. Популярны также и самонатягивающиеся рамы. Качество натяжки сита на них лучше на порядок ручного. Но цена таких систем довольно высока.

 

Чтобы сделать все вручную, нужно хорошо натянуть сито на рамку, от натяжки сита во многом зависит качество печати. Самый простой способ сделать это руками, но натяжка получается неравномерная. Более удобный способ – использовать специальные щипцы.

 

Натягивать сито вручную лучше делать это вдвоем. Кусок сита с заступом по 4-5 см. нужно хорошо намочить в теплой воде. Его раскладывают сверху на рамке, растягивают и закрепляют одну сторону сита на рамке с помощью кнопок, гвоздиков с широкой шляпкой или, лучше, скобками из строительного степлера. Зажимается противоположный край сита посередине в щипцы и, используя ручки щипцов как рычаг, натягивается сито. Потом оно опять закрепляется с помощью кнопок или степлером. Натягивая сито щипцами, закрепляют всю сторону. Остается повторить процедуру на других двух сторонах.

Рамку повторно лакируют нитролаком вместе с ситом по краям. При этом следует следить, чтобы лак не попал на натянутую поверхность сита. После того, как лак высохнет, можно еще раз залакировать, для надежности.

Процесс засветки.

Чаще всего использует две основные схемы засветки: лампа сверху или лампа снизу. Во время засветки те участки эмульсии на которые попадает свет задубливаются. А те, что находились под тонером (фотоформа – позитив), не задубливаются. После засветки эти участки легко смываются водой. И на матрице на эмульсии остается копия-выворотка (инверсия) фотоформы. При печати через вымытые дырочки и продавливается краска. Чтобы получить качественную матрицу необходимо как можно плотнее прижать фотоформу к слою эмульсии. Это делается или струбцинами, или с помощью вакуумного прижима, для чего нужен компрессор.  Как уже говорилось, на подставку кладут стекло, меньшего размера, чем рамка. Затем идет рамка, печатной стороной вверх. Теперь фотоформа, ее помещают на печатную сторону рамки с нанесенным слоем эмульсии. Фотоформу кладут тонером на эмульсию (при распечатки фотоформу выводят как обычный лист, не отзеркаливая). Сверху появляется зеркальное отображение фотоформы. Сверху фотоформы – стекло размером меньшее, чем рамка. Нужно по 2 стекла на каждый размер матриц.

 

Стекла по краям должны быть не острыми, сглаженными. (чтобы не повредить сито). Остается закрепить все это струбцинами по всем углам или по диагональным углам рамки. Остается только включить лампу.

При засветке расстояние от лампы до рамки с фотоформой должно быть 1,5 диагонали фотоформы, угол падения лучей на рамку не должен быть более 60 градусов. Время засветки можно определять вручную секундомером, или использовать фотореле с таймером через которое подключим лампу.

 

Для экспонирования также можно использовать засветочные камеры, по своему устройству напоминающие экспокамеры для засветки полимеров. Такие камеры имеют вакуумный прижим и углубления по периметру для расположения трафаретной рамы с сеткой. В зависимости от формата формы можно выбрать экспозиционные камеры, например, NuArc производства M&R, Ming Tai.

Чтобы правильно подобрать нужное время засветки, берут лист плотной черной бумаги. На фотоформе распечатывают друг под другом несколько одинаковых изображений, желательно чтобы они включали и мелкий текст. Закрепляют фотоформу на рамке с помощью прозрачного скотча. И фломастером на фотоформе рядом с каждым изображением пишут время: 2 минуты, 2.30; 3.00; 3.30; 4.00; 4.30; 5.00.

 

  Рамку устанавливают под лампой и закрывают листом бумаги все, кроме одной, части фотоформы. Включают лампу на 2 минуты, затем сдвигают лист бумаги и открывают следующую часть. А засвеченную нужно также чем то закрыть. Включают лампу на 2 минуты 30 секунд. Так, сдвигая это "окошко", засвечиваются все части. Для примера, засвечиваются фотоформы с расстояния 55 см, в течении 4 минут, 25 секунд при мощности галогеновой лампы в 1,5 Квт. Используютсяэмульсии AZOCOL POLY PLUS S-RX. Так что для других ламп и эмульсии будет другое время. Время экспонирования также зависит от номера сита, и количества слоев эмульсии.

Для промывки матрицы емкость (это может быть и ванна) наполняют холодной водой на 10-20 см. Рамка с засвеченной эмульсией помещается в воду горизонтально. Вода должна полностью покрыть рамку. Раму полощут, и через некоторое время незасвеченные участки эмульсии вымываются, постепенно проявляется трафарет. С матрицы стряхивают воду, а затем, держа рамку горизонтально, высушить феном. Если после длительного полоскания матрица плохо промылась (это значит, что матрицу пересветили, нужно будет уменьшать время засветки), струйку воды под напором направляем на непромытые участки, текст, не останавливая струю в одном месте, чтобы не размыть трафарет, и только с внутренней стороны рамки. Таким способом можно промыть пересеченную матрицу.

Если при промывании рамки в емкости с водой матрица смывается полностью, или размываются мелкие детали, значит рама недосвечена с эмульсией. Нужно будет увеличить время засветки.

Одно из преимуществ шелкографии – возможность регенерации трафаретов, то есть их можно использовать по несколько раз. После того, как трафарет не нужен больше для печати одного тиража, он может быть сохранен и использован для другого заказа. Существует технология регенерации трафарета, которая основана на удалении с него прошлого эмульсионного слоя. Тут следует оговориться – успешная регенерация трафаретной печатной формы возможно лишь при условии проведенного по всем правилам экспонирования. В противном случае, могут возникнуть трудности с удалением старого слоя.

Процесс регенерации трафарета неотрывно связан с взаимодействием с самыми разнообразными химическими препаратами. Поэтому, шелкографу важно пользоваться защитными очками, перчатками, респиратором. Итак, чтобы восстановить трафарет, нужно: очистить сетку от краски, удалить старый эмульсионный слой и теневые изображения. При этом следует помнить, что трафарет не вечен: очистка краски происходит с помощью растворителей, которые постепенно разъедают сетку. Поэтому, трафарет со временем "истирается" и использовать его можно ограниченное количество раз.

Любая хозяйка знает – очистить пятно или посуду от еды, тем легче, чем быстрее это будет сделано. То же самое и с краской в шелкографии. После того, как печать окончена, краску необходимо сразу же смыть с трафарета, или, это будет практически невозможно сделать после того, как пройдет какое-то время. Для очистки сетки от краски используют специальные растворители. Старый эмульсионный слой удаляют с помощью специальных окисляющих препаратов, которые размягчают его. Это могут быть порошки, таблетки или готовые растворы. Потом препарат равномерно наносят на трафарет и через некоторое время смывают сильным напором воды.

Перед тем, как рассказать об удалении теневых изображений, сначала определимся, что, собственно, такое теневые изображения. В краске, который используют в шелкографии, есть пигменты. Когда краску наносят на трафарет, то эти пигменты проникают в нити сетки, натянутой на раме, и окрашивает их. Тогда сетка получается разноцветной. Получившийся эффект и называют "теневыми изображениями". Удаляют теневые изображения, опять же, с помощью специальных средств. Этот процесс происходит в такой последовательности: трафарет смачивают активатором-счистителем и наносят на него щелочную пасту. Через 10-30 минут трафарет промывают сильной струей воды.

Важный момент – устройство вакуумного стола. Как печатная поверхность стола чаще используется толстое оргстекло (плексиглас), пластик или нержавейка. Важное требование к поверхности: она должна быть гладкой и плоской, без бугров, вздутий и щелей. По всей поверхности стола сверлятся мелкие дырочки 1,5-2 мм. Расстояние между ними 1,5-2 см.

  С обратной стороны стола закрепляют прокладку из резины, или утеплителя для окон в виде шланга. На прокладку крепится лист оргстекла или пластика с отверстием для присоса. Зазор между столом и листом пластика должен быть от 0,5 до 1,5 см. Из зазора выкачивается воздух, а через дырочки в столе всасывается воздух. Таким образом, любой лист бумаги прилипает к столу и не смещается. Это позволяет добиться точного совмещения при печати в несколько цветов.

 

  Увеличить силу присоса можно заложив часть дырочек листами бумаги. И, наоборот, если присос слишком сильный, ослабить – убрав листы с дырочек. Для создания вакуумного присоса фирмы, продающие оборудование, также предлагают компрессоры. Использовать для этого можно также обыкновенный пылесос или вентилятор. Вакуумный присос используется для работы на плоскопечатных станках, для печати по цилиндрическим поверхностям или по тканям он не нужен.

 

Немного о светочувствительных эмульсиях – их можно разделить на четыре группы. Эмульсии первой группы устойчивы к краскам на основе растворителей, но "боятся" воды. Эмульсии второй группы устойчивы к краскам на водной основе и пластизолям. Эмульсии третьей группы универсальны, а с помощью эмульсий четвертой группы можно получить более толстый слой краски. Чтобы получить хороший трафарет, нужно, чтобы фотоэмульсия покрывала сетку равномерно. На печатной стороне сетки кладут 1-2 слоя, на стороне ракеля 1-4 слоя фотоэмульсии. Затем трафарет сушится.

Хотя в продаже есть достаточное количество эмульсий, некоторые полиграфисты предпочитают производить эмульсии вручную. Чаще всего, те, у кого проблемы с поставкой или с ценой импортных эмульсий.

Главный недостаток самодельной эмульсии – небольшой срок хранения. Остальные недостатки можно списать, так как стоимость самодельной эмульсии ниже фирменной раз в 50.

  Для производства эмульсии в кустарных условиях требуется: желатин около 2 куб. см. и бихромат аммония (NH4)2CR2O7, в простонародье "хромпик". Желатин в гранулах кладется в стеклянный двухсотграммовый стакан и наполовину заливается холодной водой.             За пару часов желатин разбухает. Тем временем, "хромпик" растворяют в стакане с водой (50 гр.) до получения насыщенного раствора.

Следующий этап: нужно полностью растворить желатин в воде. Для этого в кастрюлю нальем воду, помещают в нее стакан с желатином и подогревают, помешивая, чтобы желатин растворился.

Полученное варево и ярко оранжевый "соус" необходимо тщательно перемешать. Делать это нужно в темном помещении при красной лампе.

Готовую эмульсию хранят в темноте не более недели. Ее наносят на рамку, как и обычную эмульсию, ракель-кюветой, но в темноте при красной лампе. Процесс засветки такой же. Вымывается матрица слабо теплой водой. После печати, чтобы смыть ненужную матрицу и отчистить сито для следующей применяют раствор каустической соды.

 Есть другой рецепт. Эмульсия, созданная по нему, может хранится более долгое время:

1. Желатин, 50 г.

2. Бихромат аммония (NH4)2CR2O7, 6 г.

3. Аммиак 10%, 20мл.

4. Лимонная кислота, 3 г.

5. Вода, 80-100 г.

 

Ретуширование матрицы для печати в один цвет не слишком сложно. На просвет на матрице, помимо дизайна, будут местами заметны небольшие дырочки-пробои в эмульсионном слое. Их и нужно ретушировать. Для этих целей лучше всего подойдет специальная ретушь (например, KIWOFILLER). Все эти пробои замазывают ретушью, с помощью спички или кисточки, а потом сушат феном. Ретушь для печати полиграфической продукции устойчива к растворителям, но легко растворяется и смывается водой. С помощью ретуши можно печатать с одной матрицы в несколько цветов. Сначала ретушью замазывается один цвет на матрице и оставляется открытым другой. После, напечатав нужный тираж, водой смывают закрытый ретушью цвет, а напечатанный замазывается.  Потом печатается второй цвет с той же матрицы, тем самым экономится эмульсия, вместо двух-трех матриц, производится одна.

Экономить и заменять ретушь не рекомендуется, она расходуется очень экономно, хватает ее на год или больше. И все же некоторые заменяют ретушь нитролаком, (смывают ацетоном) или клеем типа ПВА, устойчивым к растворителям, но растворимым в воде.

Для подготовки рамки к печати нужен широкий скотч и плотная бумага. Установив рамку в захватах станка, в нее нужно налить краску. И тогда через участки открытые от ретуши и эмульсии будет продавливаться краска. По краям матрицы краска может свободно вытекать, эти щели закрывают скотчем. Хотя многие эксперты и советуют замазать все края ретушью, использование скотча гораздо экономнее.

  Перед установкой рамки в захваты можно просто выложить изнутри углы рамки скотчем. При использовании небольшой матрицы или 2-3 матриц на одной рамке часть внутренней стороны рамки можно закрыть плотной бумагой, закрепив по краю скотчем. Правда, напечатав нужный цвет, придется отодрать скотч, почистить рамку и опять заклеить скотчем.

 

 Иногда можно печатать с одной рамки несколько цветов, просто перегородив их картонными перегородками со скотчем. Напечатав один цвет, его просто заклеивают с печатной стороны скотчем и наливают краску в соседнюю ячейку, печатая следующий цвет.

Рассмотрим краски для печати полиграфической продукции. Трафаретные краски обладают высокой вязкостью и сильной кроющей способностью. Огромное преимущество шелкографии в возможности использовать самые разнообразные краски для печати. В шелкографии можно печатать глянцевыми и матовыми красками, печатать золотом, серебром, печатать белой краской или прозрачным лаком. С помощью этой технологии можно добиться самых разнообразных декоративных эффектов, которые недоступны при печати на принтерах.

Краска для печати шелкографией должна быть густой, в кондиции хорошей сметаны или майонеза. Другой качественный показатель: краска должна быть насыщенной, хорошо пигментированной, непрозрачной.

  Самая знаменитая специализированная краска для трафаретной печати имеет аббревиатуру ТНПФ (Трафаретная), выпускается в г. Торжке, Россия, ее знают по всему СНГ. В какой- то период завод разваливался и практически не выпускал краску, сейчас кризис миновал. Более точную техническую информацию можно найти на сайте завода. Завод также выпускает специальные краски для стекла, метала, пластика. Стандартные цены – от 5 до 20$ за кг.

Для печати также используются краски на органических растворителях фирм Sericol (Англия), Marabu (Германия) и Apollo (Англия). Для работы со “сложными поверхностями” подходят краски фирмы RUCO. Эти краски нашли широкое применение в оформлении флаконов и баночек для косметических средств, пластиковых бутылок для бытовой химии, машинных масел, бензина, а также упаковки для пищевых продуктов. Они представлены 15-ю базовыми цветами, растровым набором (голубой, желтый, пурпурный и черный) плюс золото и серебро. Система смешения "RUCOLOR 2" позволяет получить из базовых цветов любой оттенок по общепринятым каталогам Pantone.

Вместо специальной трафаретной краски можно использовать офсетную. В нее нужно добавлять лак, так как краска матовая и довольно долго сохнет.

Спецкраски также можно заменить обычными алкидными эмалями, которые можно купить в любом хозяйственном магазине с хорошим выбором цветов. К сожалению, большинство эмалей слишком жидкие для печати, поэтому с ними приходится поработать.

Первый рецепт. Открытую банку с краской ставят на медленный огонь и варят, изредка помешивая, минут 15-20. Пока кондиция не будет как у не густого киселя, пузыри на поверхности всплывают, а лопаются не сразу. Пробовать нужно сначала в маленьких емкостях. А с опытом приходит интуитивное ощущение, когда краска готова. Варка краски улучшает пигментацию, выпаривается лак. Еще одно наблюдение: при остывании краска становится намного гуще, чем когда варится.

 Остывшая краска готова для печати. Если она слишком густая, разбавляют растворителем для эмалей, керосином или уайт-спиритом.

 Второй рецепт. В обычную жидкую эмаль нужно вбить воду, тогда эмаль становится гуще. Таким образом из одной банки эмали, можно сделать две. Краску нужно использовать сразу – постояв некоторое время вода, начнет выделяться из эмали.

Как из глянцевой краски получить матовую? В глянцевую эмаль вбивается мыльный раствор. Чтобы из матовой получить глянцевую, нужно добавить алкидный лак.

Когда для печатного процесса все готово, рамка с матрицей закрепляется в захватах станка. Теперь нужно настроить рамку. Расстояние от опущенной рамки до запечатываемого изделия должно быть около 3-5 мм. Важно, чтобы на печатном станке была возможность регулировать это расстояние. В раму наливают немного краски.

 

Ракель берется в руки и краску накатывают, по направлению к себе. Давление должно быть равномерным, движение плавным, но не медленным. Ракель держат с наклоном. Идея печати проста: ракелем захватывают немножко краски и продавливают ее через матрицу на запечатываемую поверхность, бумагу, самоклейку, картон. Затем убирают напечатанный лист (или другой предмет), подкладывают новый, и повторяют ту же последовательность действий.

Есть два варианта печати: с накатом и без наката. С накатом, перед печатью каждый раз накатывается слой краски на матрицу с приподнятой рамкой. Это позволяет получить более толстый слой краски на изделии. Применяют для печати светлыми красками по темным бумагам, картонам. Без наката, соответственно, печатают сразу на изделие, не накатывая краску. Линии получаются более тонкими, соответственно слой краски тоньше. Так чаще печатают высокоточные заказы и полноцвет.

Также есть два способа нанесения изображений. Первый – контактный, второй – бесконтактный. Бесконтактный применяется очень редко – при его использовании материал не касается сетки, а краску передают с формы с помощью электростатических сил. В контактном способе, соответственно, сетка контактирует с печатным материалом, а краску подают ракелем.

Если при печати матрица вдруг начинает заплывать, ее нужно протирать тряпочкой с растворителем, затем сухой тряпочкой. Иногда, если изображение расплывается, нужно менять расстояние между рамкой и столом.

  Проблемы которые возникают при печати, часто требуют небольших изменений: изменить давление на ракель, изменить угол наклона ракеля, изменить расстояние между рамкой и столом, усилить вакуумный присос. Освоить печатный процесс можно за полчаса, остальное приходит с опытом.

 

База листа и совмещение цветов. Чтобы печатать большие тиражи точно, даже в один цвет, необходимо зафиксировать запечатываемый лист в нужном месте, а каждый следующий помещать точно в то же место. Это место называется "базой". Обычно для создании базы используют угол. Угол делается из листов плотной бумаги и крепится на печатном столе с помощью скотча или клея ПВА. Далее каждый следующий лист помещается точно в этот угол, что позволяет добиться одинаково хорошего совмещения на больших тиражах. Угол выкладывается по точно совмещенному листу. Если поверхность печатного стола из оргстекла, то есть прозрачная, - настраивают на просвет. Под стол устанавливают лампу, включают вакуумный присос, на стол помещают лист, опускают рамку с матрицей и на просвет добиваются нужного совмещения. Рамку поднимают и выклеивают уголок из плотной бумаги, не убирая лист и не выключая присос. Таким же образом настраиваются и другие цвета.

При непрозрачной крышке стола понадобится лист толстой прозрачной пленки – пленка для фотовывода или фотоформ подходит идеально. Нам нужно закрепить одну сторону пленки скотчем, так чтобы основная ее часть была строго под рамкой с матрицей. После этого наливают краску, и печатают прямо по пленке, включают вакуумный присос и по напечатанному на пленки изображению настраивают лист. Затем закрепляют по листу уголок-базу. Точно так же настраиваются и следующие цвета.

Удобство микрометрических приводок на станке облегчает процесс совмещения. Здесь достаточно подкрутить немного настройки и продолжить печатать. И нет нужды переклеивать базу-угол.

   Чтобы облегчить совмещение цветов, удобно использовать настроечные риски для точности печати. Их помещают на цветоделенной фотоформе по углам изображения. Теперь, чтобы один цвет "попал" в другой, нужно совместить риски. Без рисок совместить цвета при печати полноцветных или многоцветных изображений проблематично.

 

Такова, в общих чертах, шелкотрафаретная печать. Метод, явно более всего ориентированный на средний и малый бизнес, а также хорошо сочетающийся с другими видами печати. Впрочем, даже такая универсальная и оригинальная технология не исчерпывает темы сувенирной полиграфии.

 


Автор: Abduqodirov mirodil - 10.11.2015


Как можна купит




Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В сообщении запрещено указывать ссылки на другие сайты!