Статьи \ Тема: Психология бизнеса \ Пути достижения успешности полиграфического предприятия

Пути достижения успешности полиграфического предприятия


 

Ф.К. Филимянов

Наиболее важными критериями успешности являются: экономические показатели деятельности предприятия, его имидж и позиции на рынке. Специфика бизнеса и работы полиграфического предприятия требует, прежде всего, внимания к качеству и стоимости продукции (услуг). Не меньшее значение имеет широта ассортимента, конкурентоспособность и популярность продукции (услуг) среди заказчиков. В ассортименте, помимо широко известной и выпускаемой многими предприятиями продукции, надо иметь и определенное количество собственных оригинальных ее видов. И хотя выпуск такой продукции требует больших затрат времени и средств, этот путь может гарантировать предприятию успех в будущем.

Одно из важных направлений - повышение качества продукции и завоевание доверия потребителей. На предприятии должна быть внедрена комплексная система управления качеством продукции, которая бы исключала возможность нарушения качественных параметров на каком-либо этапе ее изготовления. Доверие потребителей - одна из предпосылок для того, чтобы уверенно занять свое место среди лучших украинских полиграфических предприятий.

Безусловно, высокие экономические показатели важны для каждого предприятия, однако они не должны быть самоцелью. Некоторые специалисты по маркетингу считают, что признак настоящей успешности - это не просто достижение успеха любой ценой, но еще и желание направить усилия на решение проблем своих клиентов, а также, по словам О. Онисько, - "взять на себя социальную миссию с тем, чтобы окружающий мир стал немного лучше" ("Мистер Блистер", 2006, N 1, с. 3). Сфера интересов полиграфического предприятия, тем более с функцией издательства, должна быть значительно шире изготовления полиграфической продукции. Такое предприятие должно активнее участвовать и в просветительской деятельности, в частности, издавая и распространяя научно-популярную, производственно-практическую литературу.

К примеру, определенные шаги в этом направлении делает ООО "Поларт" (Харьков). В 2005 году им было выпущено небольшими тиражами два издания: производственно-практическое - "Вопросы управления полиграфическим предприятием", и популярное - "Что надо знать о гриппе, простуде их профилактике и лечении". Необходимость последнего вызвана, в первую очередь, серьезными опасениями ученых и врачей в отношении эпидемии гриппа, а также обнаружением в Украине опасного для человека вируса птичьего гриппа (штамм Н5N1).

Сделаем небольшое отступление.

Известно, что в стране ежегодно регистрируют более 10 млн. случаев заболевания вирусными инфекциями, экономический ущерб от которых оценивается в 400 млн. грн. Страдает от них и работа полиграфических предприятий, особенно с небольшим количеством работающих. Поэтому вопросы пропаганды знаний о таких заболеваниях, их профилактике и лечении очень актуальны. Но литературы по этой теме в продаже, как правило, нет.

И продолжим.

Сформулировав свои цели, надо шаг за шагом реализовывать их, никогда не останавливаясь на достигнутом. Одно из главных условий - постоянное развитие и следование намеченному курсу. Цель - результат, а в основе деятельности должна быть грамотная и слаженная работа руководства и персонала, четкое понимание стратегии и тактики.

Для достижения поставленных целей руководитель предприятия должен иметь знания по финансовому менеджменту и стратегическому маркетингу.

Это не значит, что он обязательно должен быть бухгалтером или финансистом. Но любой руководитель должен ориентироваться в основных направлениях финансового управления – в наше время управлять полиграфическим предприятием без таких знаний невозможно. Именно руководитель, прежде всего, решает самый главный вопрос - что необходимо сделать на предприятии, чтобы работать эффективнее.

Неудачи небольших предприятий во многом зависят не столько от их размеров, наличия капитала и компетентности в вопросах производства продукции, сколько от коренных недостатков в управлении и планировании, в частности в планировании ассортимента продукции и ее сбыта, обусловленных некачественным учетом, недостаточной или неточной информацией, неоднородным опытом руководителей и низким уровнем финансового планирования и контроля.

При наличии массового производства продукции и большой конкуренции проблемы бизнеса состоят не столько в возможности производства продукции, сколько в возможности ее сбыта и потребления. Важная роль в решении этих проблем отводится маркетингу.

Л. Роджер определяет маркетинг как "ведущую область хозяйственного управления, в функции которой входит организация и руководство всей совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос на специфическое изделие или услугу, а также с доведением этого изделия или услуги до конечного или промежуточного покупателя, чтобы обеспечить установленную компанией норму прибыли или достижение других целей".

П. Друкер подчеркивает: "Все, что делается в сфере бизнеса, все представляет собой или включается в понятие "маркетинг".

Более полное определение дано Британским институтом по вопросам маркетинга. Институт определяет маркетинг как "функцию администрации фирмы, состоящую в организации и управлении всем комплексом деловой деятельности, связанной с выявлением и превращением покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар или услугу, а также с доведением данного товара или данной услуги до конечного потребителя, с тем, чтобы обеспечить получение намеченных фирмой прибылей или достижение других целей".

Что понимается под другими целями расшифровывает Л. Роджер в работе "Маркетинг в конкурирующей экономике": "Другие цели "включают" завоевание компанией репутации или соответствующего положения в данной отрасли промышленности, нежелание допустить на рынок новых конкурентов, опасение государственного вмешательства и регулирования, стремление проводить курс на норму прибыли, "среднюю" между максимально допустимым уровнем кратковременной прибыли и максимальным риском наибольших убытков". По мнению Дж. Бака, целью маркетинга является "максимальное потребление при оптимальной цене и получение в результате этого максимальной долгосрочной прибыли".

Основные решения в отношении производимой продукции изготовитель принимает на основе своего глубокого знания и понимания потребностей покупателя, а также в зависимости от своей способности и умения            технологически воплотить специфическую потребность в рентабельный продукт с ценой, приемлемой для покупателя и обеспечивающей предприятию уровень прибыли, который создал бы у него заинтересованность в его производстве и реализации.

Технологические возможности и инженерно-технические знания, которыми располагает предприятие, позволяют ему изготовлять реальный продукт, но к созданию продукции, пользующейся спросом, приводят лишь знания в области маркетинга.

Основные обязанности высшего руководящего звена заключаются в том, чтобы устанавливать цели и задачи маркетинга, принимать решения, касающиеся политики предприятия, доводить эти решения до сведения исполнителей и определять критерии для оценки и контроля всей деятельности предприятия.

Таким образом, именно от руководства предприятия в конечном итоге зависит получение прибыли за счет поставки на рынок продукции, находящей сбыт. Планы производства и капитальных вложений, закупок расходных материалов и найма рабочей силы могут основываться лишь на твердой уверенности в том, что продукция может быть реализована. Маркетинг – это приведение всех ресурсов предприятия в соответствие с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли, в т. ч. путем предложения продукции и услуг в такой форме, по такой цене, в таком месте и в такое время, которые устраивают покупателей.

Чтобы решать проблемы и координировать все работы в области маркетинга в небольшом предприятии, руководитель такого предприятия должен иметь достаточно не только времени, но и опыта, знаний, включая знание современной концепции маркетинга, так называемой "рыночной концепции управления". Это поможет руководителю снизить риск, связанный с принятием коммерческих решений, а также избежать ошибок.

Маркетинг необходим любому предприятию. Другое дело, что для многих предприятий содержать в штате должностную единицу маркетолога (специалиста по маркетингу) слишком затратно. Но проблемы маркетинга не исчезают лишь потому, что у предприятия нет кадров или ресурсов эти проблемы решать. Работы, связанные с маркетингом, должны выполняться в большей или меньшей мере побочно или специально кем-либо из работников предприятия или привлеченными со стороны лицами. Можно использовать совмещение родственных участков работы или, в крайнем случае, прибегнуть к аутсорсингу - передать маркетинговую функцию внешнему консультанту, при этом критерием для принятия такого решения может служить сравнительная оценка эффекта и затрат. Надо также учитывать следующее: несмотря на то, что различные схемы маркетинга основаны на ряде общих принципов, функции маркетинга в отдельных предприятиях имеют заметную специфику. Она определяется особенностями условий, а также характером производства и сбыта продукции этих предприятий.

Одна из приоритетных задач для достижения успешности предприятия это нововведения.

В настоящее время в этом плане показателен пример Китая. Китайские производители восприимчивы к любым передовым технологиям. Они, в частности, не жалеют денег на покупку патентов. И таким образом превращаются в лидеров во многих отраслях производства.

Отечественные предприятия также наращивают объемы производства только благодаря генерации новых идей, постоянному освоению новой продукции (услуг).

Надо начать заниматься снижением себестоимости, новыми технологиями, интенсивно вести работу по созданию новых видов продукции (услуг).

А руководители должны получать деньги за то, чтобы преодолеть сложности, организовать коллектив, чтобы идти, несмотря ни на что, по пути развития.

Задача - обеспечить большее по сравнению с другими соответствие потребностям заказчиков, большую гибкость и упор на новые технологии, на науку. Наука способствует динамичному развитию. Она является основополагающим фактором создания интеллектуального потенциала предприятия.

Сегодня в условиях развития рынка специалисты предприятия должны уметь проводить маркетинговые исследования, рекламировать полиграфическую продукцию, общаться с заказчиками и поставщиками. Соответствующие функции должны выполнять менеджеры, маркетологи, представители предприятия. Они должны уметь проводить презентации продукции предприятия, эффективно представлять его на различных выставках, а также четко представлять, что такое деловой стиль работы. В любом случае на пути к потребителю продукцию предприятия должны сопровождать толковые специалисты.

Стратегия подготовки, воспитания и продвижения кадров на современном небольшом полиграфическом предприятии должна преследовать цель получить специалистов многопланового полиграфического профиля с возможностью дифференциации в будущем по отдельным специальностям или специализациям. Такой всесторонне подготовленный специалист будет готов и к решению любой производственной проблемы, и к различным реорганизациям в процессе развития предприятия.


Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В сообщении запрещено указывать ссылки на другие сайты!