Статьи \ Тема: Психология бизнеса \ Производство, организация управления, творчество по законам Форда

Производство, организация управления, творчество по законам Форда


 

 В плане сочетания производства, организации управления и творчества показателен пример выдающегося организатора производства ХХ века Генри Форда.

 О. Ерманский – современник Форда, один из видных русских экономистов, занимавшихся вопросами научной организации труда, -  отмечал: "В основе фордовского производства лежат колоссальное разделение труда и неимоверная специализация рабочего процесса". Полнейшее разделение труда - это один из организационно-технических принципов Форда. У Форда небыло того, чтобы человек делал несколько различных дел: каждый человек  выполняет только одну  узкую функцию.

 "Никогда производство Форда не лихорадило из-за скоропалительного  внедрения перспективных новинок: они накапливались там, где и следова­ло, - в инновационных подразделениях" - замечает Н. Стожаров ("Вектор  движения лидеров"). Эти службы были хорошо оснащены и укомплектованы.  У Форда также были четко разделены люди технического творчества и люди  структуры.

 Форд был противником несвоевременных и неоправданных перемен. В  них он видел необоснованное шараханье и "предпочитал строить рынок  сам", будучи уверенным в идее и в механизме ее реализации. Понимание  того, что "рынок не насыщен, что его можно и нужно формировать, что  нельзя упускать время из-за колебаний" перевешивало все аргументы.

 Форд отказался от системы устанавливать цену по конъюнктуре рынка,  а клал в основу цен исключительно издержки производства, которые, в  свою очередь, старался неукоснительно уменьшать. "Если конструкция изделия разработана и изучена основательно, то изменения в самой конструкции потребуются очень редко и через большие промежутки времени; между  тем изменения в способах производства, наоборот, будут происходить очень  часто и выяснятся сами собой" - писал Форд в свое книге "Моя жизнь, мои  достижения".

 Ни один чертеж не шел в производство без личной подписи Форда. Через него обеспечивалось постоянное общение "творцов" и "исполнителей".

 Но в процессе производства важно было не только поставить какую то задачу, но и найти ее организационно-технические решения, другими  словами, выработать ряд управленческих решений. А для этого нужно было  проявить творчество и в управлении - неотъемлемой, органической части  любого производства. Конечно же, Форд это понимал как никто другой.

 К сожалению мы практически ничего не знаем об организации административного управления у Форда. В известных нам источниках он об этом почти нигде не упоминает, а иногда почему-то отрицает наличие у него административной системы, что трудно себе представить в отношении громадного, с хорошо согласованными подразделениями, предприятия Форда. Вполне очевидно, что такое уверение не может быть принято как факт.  Поэтому приведем лишь высказывание Форда из его книги.

 Форд не согласен с тем, что творческая работа возможна лишь в духовной области. Он пишет: "Положительно, стараются ограничить творчес­кие функции вещами, которые можно повесить на стену, слушать в концертном зале или выставить как-нибудь напоказ - там, где праздные люди имеют обыкновение собираться и взаимно восхищаться своей культурностью.  Но тот, кто поистине стремится к творческой активности, должен отважиться вступить в ту область, где царствуют более высокие законы, чем  законы звука, линии и краски, - он должен обратиться туда, где господствует закон личности. Нам нужны художники, которые владели бы искусством индустриальных отношений. Нам нужны мастера индустриального метода с точки зрения как производителя, так и продуктов. Нам нужны люди, которые способны преобразовать бесформенную массу в здоровое, хорошо организованное целое в политическом, социальном, индустриальном и этическом отношениях. Мы слишком сузили творческое дарование и злоупотребляли им для тривиальных целей. Нам нужны люди, которые могут составить  план работы, могут воплотиться в дело и привести к прекрасным результатам". Это близко к реальной действительности, к уровню организации де­ ла - производства и управления, - которое делалось у Форда.

 Возможно, не в последнюю очередь, именно этим, основанным на творчестве, организационным подходом объясняется то, что идея выпуска автомобилей в Америке была у многих, но успешно реализовал ее Форд. Не случайно Форд, затрагивая вопрос об оплате труда и подчеркивая значение организационного начала в промышленном производстве, замечает: "Что пользы  в промышленности, если она организована так неискусно, что не может создать для всех, участвующих в ней, достойного человека существования?" По мнению Форда, "всякое, хорошо руководимое предприятие в состоянии в  избытке доставить каждому сотруднику возможность трудиться и этим самым в избытке оплатить его".

 Кроме того, конечно же, нужны талант, решимость, инициатива и умение работать - качества, которыми Форд несомненно обладал.

 И еще две цитаты из книги Форда.

 "Мы никогда не приглашаем компетентных лиц. Каждый должен начать с нижней ступени рабочей лестницы - старый опыт у нас ни во что не ставится".

 "Повторяю: мы не спрашиваем о том, чем был человек. Если он посе­щает университет, то, в общем, он подвигается вверх быстрее других, но тем не менее он должен начать снизу и сперва показать, что он может. Каждый сам держит свое будущее в руках".


Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В сообщении запрещено указывать ссылки на другие сайты!