Статьи \ Тема: Полиграфическое оборудование \ Аналоговое цветопробное оборудование

Аналоговое цветопробное оборудование


 

Аналоговая цветопроба делается с готовых фотоформ (пленок). Пробу можно выполнить на тиражной бумаге и, естественно, передать растровую розетку. Аналоговые цветопробы аппараты производятся несколькими фирмами, среди которых наиболее известны DuPont, Kodak, Imation и Agfa. К аналоговым пробам относятся, например, Agfa PressMatch Dry и Cromalin Studio-Sprint. А система Kodak Polychrome Graphics Approval позволяет получать цветопробы на любом запечатываемом материале. В системе Approval изображение создается при помощи четырех донорных листов с голубым, пурпурным, желтым и черным красителями.

Технологический процесс прост до безобразия. На специальную подложку (основу), которая имитирует бумагу определенной белизны и плотности (роль подложки могут также играть так называемые транспортные листы, обеспечивающие перенос изображения на тиражную бумагу), поочередно ламинируются четыре полимерные пленки для каждого из цветовых компонентов модели CMYK, имеющие чувствительный к ультрафиолетовому излучению адгезионный слой (возможен вариант, при котором этот слой совмещается со слоем красящего пигмента). При этом, каждая из пленок выдерживается в контактно-копировальной раме вместе с соответствующей фотоформой для голубого, пурпурного, желтого и черного цветов (чаще всего именно в такой последовательности).

После экспозиции происходит потеря адгезионных свойств засвеченных участков прикатанной на подложку пленки, благодаря чему становится возможным либо последующее удаление лишнего, более не удерживаемого на основе, пигмента (если в составе пленки был красящий слой) с помощью механического или химико-механического воздействия, либо физический перенос пигмента на сохранившие клейкость участки подложки (это делается после удаления с подложки проэкспонированной пленки с фотополимером). Таким образом, в результате последовательного совмещения создаваемых цветовых слоев на используемом в качестве основы носителе образуется своеобразный «слоеный пирог», который в итоге и формирует требуемый контрольный отпечаток.

Различные модели цветопроб имеют существенные технологические различия. Главным из них является способ удаления адгезионных и красящих компонентов цветовых слоев (механический либо химико-механический), по типу которого они делятся на так называемые «сухие» и «мокрые». К разряду «сухих» относятся те устройства, в которых снятие красящего пигмента с засвеченных, уже не способных удержать его фрагментов адгезионного слоя производится путем обыкновенного отрыва защитной пленки, покрывающей каждый цветовой слой. Аналогичным образом, в случае механической накатки пленки с красителем на сохранившие клейкость участки основы (такая технология используется в Cromalin StudioSprint), цветопроба также считается «сухой».

Что же касается второй разновидности цветопроб, к которой относятся системы компаний Imation и Fuji, то здесь удаление лишнего пигмента выполняется путем помещения пленки в жидкий проявитель и последующей очистки с помощью специальной щетки и водопроводной воды (возможен вариант использования закрепителя, как это, например, делается в уже не выпускаемой цветопробе AgfaProof).

Если в обоих видах оборудования неизменными компонентами являются ламинатор и копировальная рама, то в состав «мокрых» моделей дополнительно входит специальный проявочный процессор, из-за чего их стоимость несколько большая, чем «сухих».

Таким образом, полноценный цветопробный аппарат представляет собой комплект из двух или трех единиц оборудования, производитель которого, кстати, совсем не обязательно должен быть одним и тем же.

Переходя к сравнительной оценке и анализу критериев выбора подходящей модели цветопробного устройства, отметим, что существует целый ряд параметров, по которым можно оценивать степень ее соответствия конкретным задачам печатного процесса. К их числу следует отнести такие показатели как время изготовления отпечатка, тип запечатываемых материалов, набор доступных цветов, имитация растискивания, себестоимость оттиска, максимальное значение воспроизводимой линиатуры, цена приобретаемого оборудования, занимаемая им площадь, а также степень сложности монтажа и обслуживания.

Начнем с времени изготовления отпечатка. Несколько выгоднее в этом смысле смотрятся «сухие» цветопробы и «мокрая» Fuji ColorArt. Преимущество первых вполне очевидно: процесс проявления здесь сокращен до минимума и представляет собой либо операцию накатки носителя пигмента на сформированную после экспонирования клейкую основу, либо быстрое механическое снятие ненужных остатков с засвеченного адгезионного слоя с пигментом. С точки зрения скорости, последний вариант более выигрышный, так как из технологического процесса выпадает операция нанесения красителя. Хорошим примером в данном случае может послужить цветопроба Agfa PressMatch Dry, а также Cromalin EasySprint, выпуск которой уже прекращен.

Не менее важным показателем скорости исполнения работы является время экспозиции фотополимерных пленок, величина которого определяется в процессе калибровки экспонирующей рамы. Оптимальную с точки зрения эффективности использования рамы модель предлагают разработчики из Fuji Photo Film. Так, физические свойства фотополимерных носителей для «мокрой» цветопробы ColorArt Fuji таковы, что время экспозиции всех четырех пленок (уже содержащих пигментный слой) абсолютно одинаково. Именно поэтому, процедура создания цветопробы сокращается на целых три операции, поскольку все слои «цветопробного пирога» можно укладывать на стекло рамы одновременно.

В результате, Fuji ColorArt иногда превосходит в оперативности проявления отпечатков «сухих» аппаратов. Еще одна причина этого – использование, как и в цветопробах Imation Matchprint, пленок, которые одновременно включают адгезионный и красящий слой. Согласно представленным техническим характеристикам, время проявления и сушки пленок в проявочном процессоре Imation составляет около 90 секнд.

При этом суммарное время изготовления цветопробы может варьироваться от 10–15 минут на самом быстром оборудовании (ColorArt, PressMatch Dry и Cromalin EasyPrint) до 15–30 минут на более медленном (Cromalin StudioSprint и Matchprint). Точное время изготовления цветопробы сильно зависит от выбранных режимов экспонирования, характеристик копировальной рамы и числа наносимых цветовых слоев.

Следующий важный аспект – способность или неспособность аппарата работать с тиражной бумагой. На эту проблему существует две прямо противоположные точки зрения. Согласно одной, перенос цветопробы на тиражную бумагу не имеет особого смысла, поскольку краски при этом применяются вовсе не типографские и изображение в результате получается «слишком красивым». Сторонники другой полагают, что изготовление пробы на тиражной бумаге – приоритетная задача аналоговой цветопробы.

Большинство цветопроб в качестве основы предлагают специальные подложки нескольких видов, при этом предоставляя дополнительную возможность переноса цветопробы на тиражный материал. Например модели компании Imation, предусматривающие в качестве опции так называемые транспортные листы А и В, используют при изготовлении цветопроб с высоким растискиванием. Первый из этих листов применяется в качестве удаляемой основы для переносимой на тиражный лист цветопробы, а второй играет роль временной защитной пленки в ходе ламинирования готовой цветопробы на тиражный лист, одновременно позволяя сохранить правильную последовательность цветов и избежать эффекта зеркального переноса.

Компания Fuji Photo Film обеспечивает исполнение цветопроб исключительно на тиражном материале. Процесс при этом чрезвычайно прост: после одновременного экспонирования цветовых пленок они поочередно ламинируются на транспортную пленку и проявляются, а затем уже готовый отпечаток переносится в ламинаторе на тиражную бумагу, толщина которой может достигать двух миллиметров.

В свою очередь, нельзя не отметить уникальную способность цветопроб Agfa PressMatch Dry к использованию в качестве подложки специальной основы T-Base (вместо нее может подойти желатиновая бумага), с которой оттиск можно перевести, как обычную переводную картинку, практически на любую ровную поверхность, например, на керамическую плитку.

Важным аспектом выбора подходящей цветопробы является широта выбора предлагаемых цветов. Естественно, что параметры этих цветов и, особенно, четырех базовых, должны соответствовать европейскому стандарту ISO 12647 (на него часто ссылаются как на Eurocolor или Eurostandard). Достаточно непритязательной показала себя одна из самых точных и оперативных цветопроб – Fuji ColorArt, разработчики которой предусмотрели более широкую гамму красок лишь для мало используемого у нас в стране негативного процесса.

Наибольшую «широту» в этом смысле демонстрируют устройства Cromalin, воспроизводящее базовый набор Pantone, работающее с шестицветной палитрой Hexachrome, не говоря уже об использовании металлизированных и флюоресцентных тонеров. Для этого, необходимо вручную наносить тонер на клейкую основу. Кроме того, для более комфортной работы, можно приобрести дополнительную панель создания смесевых цветов StudioSprint Console.

Одна из мегаважных характеристик цветопробы – возможность максимально точного воспроизведения структуры и формы точек печатного растра. В этом смысле предпочтительны «мокрые» цветопробы, практически исключающие возможность растрового прореживания и «железно» гарантирующие вывод материалов с линиатурой 200–250 lpi. И еще, они – единственный вариант оборудования, позволяющий производить стохастическое растрирование. Так, именно для этих целей, в комплект расходных материалов цветопроб Imation Matchprint включены пленки серии HD-Stochastic.

Вторым ключевым аспектом корректности контрольного отпечатка является обеспечиваемый цветопробой диапазон величины растискивания. В этой области использующие сухой производственный процесс модели отчасти сумели сравняться со своими технологически более сложными конкурентами. Компания Agfa, например, поставляет для своей цветопробы PressMatch Dry подложки двух типов, применение которых гарантирует воспроизведение растискивания в диапазонах 15–20% и 17–22%.

Кроме этого, разработчики данной модели, в целях дополнительного увеличения степени растискивания, рекомендуют укладывать в раму, между подложкой и экспонируемой пленкой с красителем, одну или несколько хорошо отмытых от эмульсии и засвеченных фототехнических пленок толщиной 0,015 мм. В результате, из-за удлинения пути ультрафиолетовых лучей между цветоделенной пленкой и фотополимерным слоем, возникает эффект оптического увеличения формируемых в процессе экспонирования точек растра.

Компания DuPont ограничилась только двумя диапазонами растискивания – 15-17% и 18-20%, что определяется типом используемой фотополимерной пленки. Однако, степень растискивания на цветопробах можно успешно регулировать путем корректировки времени экспонирования фотополимера в большую или меньшую сторону.

При увеличении этого времени конечный размер клейкого элемента получается меньше, а при его сокращении, соответственно, больше. В результате можно безболезненно получать на оборудовании Cromalin величины растискивания в диапазоне от 15 до 25%, при этом результатом подобного подхода к увеличению ростиска будет возможная потеря растровых точек в наиболее светлых областях изображения.

Намного большую свободу выбора величины указанного параметра, без необходимости прибегать к различного рода ухищрениям, получают владельцы цветопроб Imation Matchprint. Реализуется это путем использования специальных пигментных пленок для высокого (20–25%) и низкого (12–15%) растискивания, а также за счет их комбинирования, что позволяет получать уровни ростиска в диапазоне от 18 до 20%.

А теперь обсудим цены оборудования. Здесь безусловными лидерами по дороговизне являются «мокрые» цветопробы, учитывая их более развитые возможности по точности воспроизведения растра. Именно поэтому компания Imation предлагает оригинальную схему покупки своей аппаратуры, когда при условии регулярного приобретения в течение трех лет годичного запаса расходных материалов на изготовление 300 цветопроб (это будет стоить порядка 7000 долл.) переданная в аренду цветопроба окончательно перейдет в собственность ее владельца.

Кто хочет получить максимальный контроль над структурой растра, минимальный размер точек которого, как и в реальной офсетной печати, должен равняться 10–12 мкм, придется мириться с необходимостью монтажа и последующего обслуживания порой довольно громоздкого оборудования «мокрой» цветопробы, либо подключенного к водопроводу и канализации (модели компании Imation для форматов A2 и А1), либо имеющего достаточно вместительный бак с водопроводной водой (модели Imation 2635 и Fuji ColorArt), чье содержимое надо периодически менять, а сам бак – мыть.

Те же, кто не очень удручен возможной утерей части растровых точек при формировании изображения, вполне смогут насладиться работой с такими более комфортными и не заставляющими возиться с грязными тряпками устройствами, как PressMatch Dry или Cromalin.

 

Аналоговое цветопробное оборудование обеспечивает хорошее совпадение с цветом оттиска. При этом полностью контролируется качество готовой фотоформы: цвет, качество растрирования векторных элементов, специальные установки, качество совмещения красок. Возможен переход на любой иной набор цветов. В случае применения аналоговой технологии стоимость ошибки, если она своевременно обнаружена на пленке, не столь высока, как в случае применения цифровой технологии, когда изображение сразу записывается на масочный слой, покрывающий фотополимерную пластину. Недостатками способа являются высокая себестоимость оттиска и трудоемкость изготовления, влияние квалификации оператора на итоговый результат, невозможность работы на тиражной бумаге и невозможность настройки на параметры конкретного печатного процесса.

Основные же достоинства аналоговой цветопробы по сравнению, например, с офсетной печатью на пробопечатном станке – оперативность и экологичность.


Автор: Сергей - 28.01.2017


Спасибо. Интересная статья!



Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В сообщении запрещено указывать ссылки на другие сайты!