Статьи \ Тема: Полиграфическое оборудование \ ЛЕТО – АХ, ЛЕТО

ЛЕТО – АХ, ЛЕТО


 

                                                                                                        Олег Коцарев

 

Летние месяцы – прекрасное время для отдыхающих на водоемах и в горах, настоящая страда для производителей и продавцов мороженого, напитков и пива, а также для хозяев приморских квартир. А вот печатный бизнес летом чувствует себя отнюдь не так бодро. Местами даже почти замирает. Как уживается с этим фактом отрасль, как борется и борется ли вообще – об этом мы решили поговорить в очередном опросе.

Большинство представителей разнообразных предприятий, связанных с печатным делом, однозначно согласились с тем, что лето – период затишья на рынке. Затишья, но, правда, и не «мертвого сезона».

 

Владимир Федоченко («IMAGO-Украина», Хмельницкий):

Летом всегда происходит определенное замирание рынка. Многие клиенты отдыхают, уезжают в отпуска, и это общая тенденция.

 

Андрей Бабичев («Печатное дело», Днепропетровск):

Снижение заказов, конечно, есть, процентов на 50 точно. Ведь это время отпусков, а кроме того, летом происходит мало выставок и других мероприятий, которые нуждаются в крупных полиграфических заказах.

 

Кроме общих «релаксационных» причин такого положения, называют и некоторые иные.

 

Богдан Клуб («Полиграф-центр», Кировоград):

Наибольший спад мы ощущаем в июне, а это не тот месяц, на который приходится пик отпусков и разъездов. Думаю, это связано с началом квартала – например, у предприятий в это время могут быть проблемы с финансированием, особенно у бюджетных.

 

Сергей Шептицкий («Мандрагоры», Львов):

Дело в том, что сугубо «летние» проблемы накладываются на другую тенденцию – примерно с Нового года идет общее снижение количества заказов, главным образом за счет среднего заказчика с объемами от 1 до 3 тысяч гривень. Причина в постоянном подорожании материалов, платы за аренду и всего остального.

 

Владимир Итченко («Регулт», Чернигов):

Есть общий кризис наличия денег у предприятий, кризис взаиморасчетов, и это весьма неприятный фон в печатной отрасли не только для летнего, но и для любого другого сезона.

 

Анатолий Гуменной («Добрий друк», Киев):

Еще одна проблема в том, что очень многие клиенты делают заказы «на вчера», стараются все сделать в последний момент. Классика жанра – сентябрьские заказы, когда проводится множество выставок и акций, и всем нужно все и сразу. Почему бы не сделать заказ заранее, с лета, чтобы не срывать графики и не ставить под угрозу качество? К сожалению, во многих украинских предприятиях, особенно крупных, управление построено излишне вертикально. И если летом высшее руководство уходит в отпуск, то говорить о таких вещах просто не с кем. Рекламный менеджер часто отлично понимает, что выгоднее и надежнее решить вопрос заранее, но вынужден ждать команды «сверху». Вредит и текучесть кадров – бывает, только успеешь объяснить преимущества заблаговременного заказа сотруднику компании-клиента, а на его месте уже работает новый человек, который уверен, что все напечатают за считанные часы. И все же мы постепенно настраиваем наших клиентов на то, что лучше напечатать нужные материалы заранее. Определенные сдвиги есть.

 

Существование проблемы заказов «на вчера» подтвердили практически все. Среди причин называлось как неумение планировать стратегически, так и советская еще привычка к строгому и стабильному «планированию сверху», которая мешает сориентироваться в ситуации, когда нужно одновременно и решать стратегические вопросы, и отвечать на сегодняшние вызовы.

 

Андрей Бабичев («Печатное дело», Днепропетровск):

Пока клиент не «обожжется», то есть не провалит свой заказ из-за того, что слишком поздно обратился к полиграфистам, он будет продолжать делать заказы «на вчера».

 

На это один из респондентов заметил, что и сами полиграфисты не всегда мыслят так уже стратегически, например, далеко не все запаслись расходниками перед недавним витком инфляции, которого не предсказывал только ленивый. Впрочем, это отдельная тема для отдельного разговора. Вернемся к проблемам печати в летний сезон.

Конечно, многое зависит от того, что печатать, какое оборудование и материалы предлагать. Ведь, например, рекламные флажки как раз обновляют в весенне-летний сезон, да и запечатывание футболок-бейсболок сейчас тоже более кстати. Изготовление разнообразных упаковок актуально под уже упомянутые напитки, пиво и мороженое. С внешней рекламой тоже нет особых проблем. «Реклама нужна всегда» - резонно замечают в черкасском «Арт-дизайне». Более всего летний спад ощущается в традиционной офсетной отрасли и оперативной полиграфии.

Отдельный случай – у полиграфистов, которым повезло жить и работать в курортной части нашей страны, там, куда, а не откуда приезжают отдыхать. Численность населения там увеличивается в летний период во много раз, и, конечно, ни о каком общем спаде деловой активности речи быть не может.

 

Сергей Боженко («Полипресс», Симферополь):

Нет, мы летом не ощущаем никакого затишья. Наоборот, в связи с курортным сезоном нужно работать больше обычного. Существенно вырастают, например, тиражи печатных изданий, а их производство – одна из главных составляющих нашей работы.

 

Что же делать тем, кто находится в городах, омываемых не морями, а не очень пригодными к туристическому паломничеству речками, и при этом хочет получать прибыль и летом?

Можно попробовать организовать серию летних скидок, усилить рекламную кампанию своей фирмы. Впрочем, о скидках и активизации рекламы полиграфисты говорят без особого восторга.

 

Анатолий Гуменной («Добрий друк», Киев):

Время от времени мы делаем скидки для летних заказчиков. Но кардинально решить вопрос так невозможно. Тем более, что в нашей стране, с нашим уровнем развития рынка каждая фирма предпринимает такие действия сама по себе. Гораздо более эффективна система, принятая в европейских странах, где компании могут принимать решения сообща, а потому сильнее повлиять на клиента. Что же касается особой летней рекламы, то она может привлечь разве что малых и временных заказчиков, которые все равно существенно ситуацию не изменят. А серьезный заказчик и так все знает об ассортименте, ценах и качестве в киевских типографиях.

 

Андрей Тютенко («ЧП Тютенко А. Д.», Харьков):

У нас скидки и акции, можно сказать, круглый год, все достаточно дешево, поэтому специально по поводу лета особенных скидок не делаем. Не особо наблюдал я такие действия и у наших колег по рынку. Иногда сезонные кампании скидок проводят отдельные копи-центры, но это не массовое явление. Скидки более актуальны для магазинов мобильных телефонов и бутиков.

 

Наталья Балабан («Поли-экспресс», Харьков):

Я считаю, что летние скидки смысла не имеют. Единственное – летом мы можем дать клиенту большую, чем в остальные сезоны, отсрочку на оплату заказа.

 

Сергей Шептицкий («Мандрагоры», Львов):

В условиях, когда полиграфисты и так постоянно сдерживают рост цен, даже нынешний их уровень можно назвать «акцией». Если сейчас дать еще скидок, то это уже будет демпинг. На львовском рынке этим занимается фактически только одна компания, которая передает свои заказы в другой город на большое и производительное оборудование.

 

Олег Игольников («Бытсервис», Донецк):

Скидки вряд ли могут быть решением проблемы. Хотя специальный подход к летним клиентам, безусловно, должен быть. Мы, например, летом можем по обоюдному согласию с заказчиком дольше печатать заказ – получается и нам удобнее, и клиенту дешевле.

 

Андрей Бабичев («Печатное дело», Днепропетровск):

Полиграфия – такая сфера, в которой если летом в заказе нет потребности, то его и не будет, какие бы скидки не предлагались.

 

Александра Пальчак («Элтон 2», Луганск):

Сегодня мы и так удерживаем довольно низкие цены, особенно с учетом высокой арендной платы и зарплат сотрудников, поэтому смысла делать скидки нет. Что касается дополнительной рекламной кампании – она тоже предполагает вложение денег. Все упирается в вопрос наличия свободных оборотных средств.

 

Итак, скидки и усиленная реклама не кажутся украинским печатникам эффективным способом выйти из положения „несезон”. Что же они предлагают взамен? Практически все ответили по сути одно и то же: дополнительные услуги, увеличение числа клиентов, усиленное внимание к качеству.

 

Анатолий Гуменной («Добрий друк», Киев):

Главный вопрос – комфорт клиента. Если вы его обеспечили, то у вас не будет простоя ни летом, ни зимой. А это требует внимательной индивидуальной работы с каждым заказчиком. Типографии, которые придерживаются этого правила, летом работают вполне успешно.

 

Сергей Шептицкий («Мандрагоры», Львов):

Мы делаем ставку на сервис и на постполиграфическое обслуживание.

 

Олег Игольников («Бытсервис», Донецк):

В последнее время летний спад у нас не такой сильный, как раньше. Думаю, причина в том, что мы расширили круг заказчиков. Это очень важно, ведь лето – явление прогнозируемое, поэтому заранее можно заняться поиском соответствующих заказчиков, таких, например, как газеты. А еще летом мы вводим дополнительные услуги, разработку макетов и доставку выполненных заказов, на которые у нас нет времени в другие сезоны.

 

Наталья Балабан («Поли-экспресс», Харьков):

Разные клиенты и разные виды работ – вот основной рецепт. У некоторых наших заказчиков даже наоборот, именно летом начинается настоящий сезон, например у производителей ветеринарной продукции, удобрений.

 

Андрей Бабичев («Печатное дело», Днепропетровск):

Летом мы беремся за разноплановые работы. Кроме печати, занимаемся еще и переплетом, ламинацией, другими услугами. Это позволяет продолжать полноценную работу, не «проваливаться».

 

Такая изобретательность и особое внимание к редкому летнему клиенту дает эффект обычно в сочетании с еще одним рецептом, по-гениальному простым. Всегда можно подстроиться под ситуацию и вместе с клиентом уйти всей фирмой в отпуск. «Всей фирмой» - это, конечно, преувеличение, но многие предприятия летом оставляют в работе только дежурных сотрудников. Преимущество подхода в том, что сотрудникам не нужно друг друга подменять на время отпуска, и в том, что снимается проблема поиска заказчиков. Недостаток – в определенной нестабильности доходов, а соответственно, в том, что осень приходится начинать едва ли не с нуля.

 

Владимир Федоченко («IMAGO-Украина», Хмельницкий):

Одно предприятие не может диктовать свои условия всему рынку, поэтому мы подстраиваемся под общую тенденцию и используем летний спад как повод сделать отпуск одновременно для большого числа сотрудников. При этом им не приходится заменять друг друга. В результате «летняя проблема» для нас уже не является негативным фактором.

 

В итоге получается, что полиграфисты наблюдают летом не катастрофический, но ощутимый спад заказов – называются цифры в 20-50%. Однако, при этом чувствуют себя достаточно комфортно, ни один из респондентов не говорит о сезонном факторе как о серьезной и драматической угрозе для своего бизнеса. Из «летнего пике» фирмы выходят за счет организации дополнительных услуг, переориентирования на специальных летних клиентов и массового ухода сотрудников и собственников в отпуск. Изредка практикуются определенные программы ценовой лояльности.

Согласятся уважаемые читатели «Полиграфического курьера» или нет, но у автора статьи под конец сложилось субъективное впечатление, что наши печатники все же использовали не все возможности по преодолению летнего спада в отрасли. Похоже, например, что мало кто всерьез пробовал проводить целенаправленные рекламные кампании, как для новых, так и для «авральных» осенних клиентов. Может быть, зря? А вот специальную летнюю ценовую политику, судя по всему, внедряют все больше, пусть и не в виде прямых скидок. Посмотрим, какой эффект это принесет в будущем. Думается, что во всяком случае не отрицательный.


 

 

 

 


Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В сообщении запрещено указывать ссылки на другие сайты!